Сафонкин Виктор

В Мраморном Дворце Русского музея открылась выставка Виктора Сафонкина.
Это первая в России персональная выставка Виктора Сафонкина, представляющая его творчество достаточно полно: около 40 его живописных работ, представленных в Мраморном дворце, создано за последние двенадцать лет. Фактически столько лет его картины стали широко известны в Европе, а в России с его творчеством несколько лет назад познакомились лишь его земляки в Саранске.

Виктор Сафонкин родился в Саранске в 1967 году, после школы окончил машиностроительный техникум, живописи не учился даже в художественной школе, хотя мечтал поехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Но родственники отговорили его, напугав большим конкурсом и отсутствием у Виктора даже начального художественного образования. В результате он начал писать лишь в 22 года, но уже через десять лет когда Виктор обосновался в Праге, за ним прочно закрепилась репутация одного из интереснейших чешских живописцев. Сейчас художник живет в Чехии, у него собственная картинная галерея «Парнас» расположенная в самом центре Праги.

Виктор Сафонкин работает в манере, малопопулярной в современной России, но востребованной в Европе. Его творчество отсылает к средневековой иконографии, напоминает маньеризм Арчимбольдо, аллегорическую живопись XVIII века, ранний символизм, но особенно яркие ассоциации вызывает с фантасмагорическим символизмом Босха и сюрреализмом Дали. Правы будут и те, кто отнесет творчество Виктора Сафонкина к готике. Кстати, художник активно сотрудничает с музыкантами: он оформлял альбомы групп «Killing Joke» «October File» «Viva Death» Самый известный из ныне живущих представителей сюрреализма Эрнст Фукс оценивает талант Сафонкина как «сильнейший из встреченных им за последние годы» и пророчит ему мировую известность. Сейчас Виктор Сафонкин — обладатель диплома чешской Академии Масарика и медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги. Он удостоен приза Международного альянса Сальвадора Дали.

Выставка в Мраморном дворце занимает три зала. Первый, по замыслу кураторов, посвящен тем, кого Виктор Сафонкин считает своими учителями в творчестве. Двойной портрет художника и его музы «Семь счастливых монет» напоминает символические портреты австрийского мастера сюрреализма Эрнста Фукса. Парящие в небе овцы, кружащиеся в фантасмагорическом весеннем танце («Сон молодой луны»), отсылают к образам Здислава Бекшинского, а работа «Душа моя» прямо посвящена памяти знаменитого польского художника. Полотно «Метаморфическое осознание (Остров мертвых)» вызывает прямые ассоциации с работами швейцарца Арнольда Беклина. А две работы, выполненные в забытой сегодняшними художниками манере чистой аллегории — диптих «Три светлых чувства: здоровье, любовь, счастье» и «Три движущие силы: секс, алчность и власть» — напоминают об исторических корнях символизма и сюрреализма.

В остальных залах находятся самые масштабные работы художника. Особенно обращают на себя внимание многофигурные композиции Виктора Сафонкина, в которых чувствуется мощное влияние Северного Возрождения, скандинавской мифологии, романов Толкина и образов Дали. Точно и рельефно выписанные мускулистые фигуры воинов всегда находятся в движении, они сражаются с врагами — такими же воинами в гигантских шлемах-сферах или с врагами рода человеческого в облике мерзких чудовищ Обнаженные рыжеволосые женщины прижимают к себе детей в самом центре битвы, а на других полотнах появляются в облике полуженщин-полурыб, совращающих таких же мифических персонажей.

Один из самых часто повторяющихся образов в его работах — птицы, напоминающие по облику ласточек или стрижей, небольшими стайками кружащиеся вокруг центральных персонажей. Птицы — символы души, они вьются возле фигуры Ван Гогa, из головы которого вырастает револьвер («Револьвер, уговаривающий Ван Гогa стать бессмертным»), разноцветные птицы отлетают от головы человека, заключенной в деревянный ящик («Особо личное») -прямая отсылка к роману Кобо Абз «Человек-ящик’.’ Но далеко не во всех работах Виктора Сафонкина символизм наполнен реальным или литературным значением, и далеко не всегда попытка разгадать загаданную художником загадку вызывает исторические или культурологические ассоциации.

— Для меня творчество Виктора Сафонкина — скорее, явление филологическое, — говорит Антон Успенский, куратор выставки. — Его художественный язык очень разнообразный и еще не очень устоявшийся. Художник как будто бы наборматывает слова, образы, метафоры, он еще обрастает образами. Но его живопись — очень энергичная, мощная, он буквально заряжен природной энергией, и это привлекает, притягивает к нему зрителя.

Ceйчac работы Виктора Сафонкина уже есть в коллекциях многих любителей такого стиля в Голландии, Германии, Украине, Чехии, в некоторых европейских музеях. Выставка в Мраморном дворце продлилась до конца июля, а затем эти работы отправились на выставку в Баварию.

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта