Сафронов Виктор
Сафронов Виктор Алексеевич (1932) — советский российский живописец. Русская природа и Великая Отечественная война — вот его главные темы. Родом из Горького, живёт и работает в Ульяновске.
…Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой,
День придет — еще повстанут
Люди в памяти живой.
И в одной бессмертной книге
Будут все навек равны —
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны;
Кто за гордую твердыню,
Что у Волги у реки,
Кто за тот, забытый ныне,
Населенный пункт Борки.
И Россия — мать родная —
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная,
Жизнь одна и смерть одна.
{Александр Твардовский)
Как писал Д. Гранин, «тот, кто однажды столкнулся с Любищевым, будет снова возвращаться к нему «. Действительно, раз столкнувшись с его мыслями и трудачи, мы уже не можем обойтись без его всеобъемлющей энциклопедичности.
«….Имя Александра Александровича Любищева сейчас стало упоминаться рядом с именами К. Линнея, Д. Менделеева, Н. Вавилова, В. Вернадского… О Любищеве узнали широкие круги научной общественности…
В том огромном потоке публицистики, исторических публикаций, статей,… которыми характерна нынешняя гласность, происходит и поразительно быстрое старение работ. То, что вчера еще казалось острым, новым, сегодня становится тривиальным. Тем более странна для меня неубывающая свежесть мысли А.А. Любищева. Она покоряет не столько смелостью, сколько внутренней свободой, нравственным достоинством и, прежде всего, совершенно своеобразной точкой зрения…»
Даниил Гранни
» Двух станов не боец»
… Редкое качество воплощал в себе А.А. Любищев как ученый — умение сближать грани разных, казалось бы, наук, мыслью проникать в этот многогранный источник информации, создавать синтез знаний, взаимопроникновение добытых истин. И -блестящая, редкая по глубине и последовательности эрудиция. Это основное в его личности, что привлекает к себе многих ученых, специалистов разных областей науки и искусства, студентов, людей, случайно открывших имя Любищева в оставленном им громадном научном и литературном наследии.
Он и при жизни был овеян легендой. Кто он? Перечислять необходимо, но это не очертит даже силуэта Любищева. Систематик-биолог, эволюционист, энтомолог, литературовед, математик, историк, философ… Его знания распространялись буквально на все. Сам он писал в статье «Каким быть?»: «Есть хорошее изречение: надо знать все о кое-чем и кое-что обо всем. Умственная культура человека должна строиться не в одном направлении и не в одной плоскости, а по крайней мере в двух-трех, взаимно-перпендикулярных направлениях; такой принцип…. обуславливает целостность и прочность всего мировоззрения человека…».
Когда мы говорим об интеллигентности, вспоминаем сразу о приоритетах культуры поведения, «благопристойности», правильной речи, «уровне»чтения, а почему-то забываем о знаниях, способности мыслить, эрудиции, умении обосновать свою мысль, уважая противоположное мнение, забываем, наконец, об общей этической концепции того или иного человека. Правомерно назвать Любищева интеллигентнейшим русским ученым.
«Полагаю возможным сформулировать такую общую формулу этики, которая может обнять все существующие формулы этики великих мыслителей. Поступай так, чтобы твое поведение способствовало прогрессу человечества, выражающемуся в победе духа над материей».
Интересны и неожиданны мысли как литературного критика. Он ломает привычное восприятие образов литературных кумиров.
«Я считаю, что гуманизм Достоевского весьма сомнителен… Тут просто нехватка воображения: человек доброго сердца не может убить другого человека. . которого он видит, и с легкостью сердца соглашается или будоражит войну, где гибнут десятки тысяч, которых он не видит. Я очень люблю цитировать Б. Шоу из его великолепной трагедии «Святая Жанна»: «Неужели Христос должен быть распинаем каждое столетье, чтобы спасти людей, у которых нет воображения?» … Любопытно, что уже Мережковский обратил внимание, что никакого раскаяния Раскольникова нет, и я пришел к тому же заключению, но литературоведы упорно бубнят о раскаянии».
А это картины художника об отважных и смелых людях, об их благородной службе, о спасении людей, о пожарниках.
Вглядитесь в эти опалённые огнём лица. Не правда ли — они прекрасны.
Стихи ульяновской поэтессы Татьяны Карповой посвящены ульяновскому художнику Виктору Сафронову.
Спасибо автору за предоставленную возможность их опубликовать.
Художник Виктор Сафронов
Он родом не из детства — из войны,
Большой художник, сын своей страны.
Он выживал в числе других детей.
Он видел гибель страшную людей.
На поле брани он не воевал —
В труде и лихе жизнь он познавал.
Он родом не из детства — из войны.
Его картины — о судьбе страны.
2012
Может художник…
Бессонный Ангел
Художникам Виктору и Рубену Сафроновым
Может художник, как бог,
Взять интервью у эпох.
В поисках правды искусства
Он не заблудится.
А за терпенье и труд
Боги ему воздадут,
И, час придёт,
Все желанья заветные сбудутся.
Ловок в руке карандаш.
Радостен летний пейзаж,
И живописный портрет
Создаёт настроение.
Яркий, живой натюрморт
Словно звучащий аккорд…
Да не покинет художника
Пусть вдохновение!
Жизнь — как слоёный пирог:
В ней столкновенье эпох,
Есть совпадение вкусов,
Есть противоречия.
Чтобы достигнуть вершин,
Стоит мечтать и вершить —
Трудолюбивые люди
Славой отмечены.
2012
Ульяновские художники
Бессонный Ангел
ТВОРЦЫ
Виктору Алексеевичу Сафронову
Творцы — «одинокие волки»:
Стремится к свободе их дух.
Дорогой, тернистою, колкой,
Упрямые, к цели идут.
При жизни не требуют славы.
Не мыслят себя без борьбы.
И кто-то сгорает под лавой
Коварных вулканов судьбы.
Но ищут они середину
Меж светом и душною тьмой
И пишут живые картины,
Чтоб поняли жизнь мы с тобой.
2007