Сассманн Ив

Ив Сассманн в Петропавловской крепости
В честь своего десятилетия Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» при поддержке Фонда Фоода устроил «Видео Парад» — серию показов самых знаменитых в мире видеоинсталляций в выставочном комплексе «Потерна и каземат Государева бастиона» Петропавловской крепости. Завершающим этапом марафона стала 12-минутная лента «89 секунд в Алькасаре» Ив Сассманн, предоставленная Музеем американского искусства Уитни (Нью-Йорк) при помощи СЕС «AitsLink». (Кто-то уже имел счастье увидеть эту работу 2004 года этим летом в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева на «Медиа Форуме» проходившем в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля.)

— Мы решили на свое десятилетие, кроме всяких других событий, подарить нашему городу такое необычное искусство, — сказала на открытии выставки директор Фонда «ПРО АРТЕ» Елена Коловская. — Это пятая по счету видеоинсталляция в этом году, и мы считаем, что она просто замечательно вписывается в пространство «Потерны».

В самом деле, удивительное зрелище: на экране с самым тщательным соблюдением исторических деталей воспроизведена сцена из жизни королевского двора Испании XVII века, которую — в статичном варианте — запечатлел на своей легендарной картине «Менины» (1656), хранящейся ныне в мадридском Музее Прадо, Диего Веласкес.

…Топот ног в полумраке, по стене двигается уродливая тень, карлик бежит по коридору, вот он у камина ворошит кочергой дрова. Красавица отворачивается от окна — это королева Марианна. В зеркало смотрит мужчина -король Филипп IV (его играет культовый Джефф Вуд). К нему подходит монашка и что-то говорит; наклонившись. Королева появляется за спиной у короля, они вместе глядят в зеркало, но их отвлекают — подходит мужчина, закутанный в темный плащ. Фрейлина поправляет складки платья королевы. Девочка — инфанта Маргарита с пышными светлыми волосами, «трейд-марк» Веласкеса которая позже окажется в центре его картины, — подходит к матери в сопровождении карлицы. Камера, плавно покачиваясь, поворачивается к окну: посреди комнаты стоит мальчик, из-за кадра доносится рычание собаки. И камера, совершив круг, выходит на авансцену -зрители видят справа окно, возле которого на полу лежит большой пес, к нему подходят мальчик и карлик. В центр выбегает инфанта, к ней с двух сторон приближаются фрейлины — те самые менины, в честь которых и названа картина. Слева у мольберта, лицом к зрителям, стоит высокий мужчина с палитрой и кистью — это сам Веласкес, включивший и свой автопортрет в эту сложную композицию. Кажется, что на долю секунды все застывают, но это лишь оптический обман — жизнь продолжается, фигуры двигаются. А камера, скрывшись за мольбертом, повторяет для зрителей весь сюжет заново, задник мольберта играет здесь роль связующего звена в жизни героев картины, это своеобразный переход из одного мира в другой.

Картина «Менины» (в переводе с испанского — «фрейлины») первоначально называлась «Портрет королевской семьи». Для самого Веласкеса это была одна из его многочисленных работ, сделанных на службе при дворе короля Филиппа IV Испанского. А для всего мирового искусства она стала источником бесконечного вдохновения: свои версии картины создавали Гойя, Дега, Мане, Дали и многие другие. Пикассо в 1957 году вообще написал 58 вариаций на эту тему. Анализ «Менин» стал ключевой и первой главой в книге «Слова и вещи» французского философа Мишеля Фуко, этого Евангелия структурализма.

Сама Ив Сассманн родилась в Англии в семье американцев, училась в Турции и Новой Зеландии, степень бакалавра искусств получила в американском Беннинггон колледже. Начинала как автор скульптур и инсталляций. Первую «живую картину» по шедевру Веласкеса сделала для биеннале Музея Уйтни, и это стало поворотным моментом в ее карьере: она становится мировой знаменитостью и начинает оживлять шедевры изобразительного искусства. С тех пор она сделала фильмы «Похищение сабинянок» по картине Жака-Луи Давида и «Белое на белом» — вариация на тему Малевича. В съемках ее видеоинсталляций участвуют художники, танцоры, актеры, костюмеры и дизайнеры. Создана целая команда «Руфус Корпорейшн».

Рассказывая на открытии выставки о своей работе над «89 секундами в Алькасаре» Ив Сассманн сказала, что, приступая к первому проекту, она и не предполагала, что эта работа вообще когда-нибудь покинет тот гараж, в котором она и ее команда создавали фильм в течение трех лет (одна панорамная съемка заняла четыре дня). Демонстрацию ленты в Петропавловской крепости она воспринимает как настоящий подарок ей самой.

— Это огромная радость — увидеть, как моя работа демонстрируется в таком прекрасном историческом здании, которое как будто специально создано для нее, — сказала художница. — Мне кажется, что именно здесь достигнута та гармония, которая так важна для автора.

Заместитель директора Музея истории города (то есть Петропавловки) Юлия Демиденко назвала выставку Ив Сассманн самой яркой и привлекательной видеоработой, представленной Фондом «ПРО АРТЕ» в этом году, настоящим крещендо «Видео Парада» подарком не только музею, но всем горожанам к наступающим предрождественским неделям.

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары