Cажин Николай

Сажин Николай Алексеевич (1948) — советский российский художник.

Борису Пастернаку принадлежат слова: «Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества». Во все времена люди искусства вписывали в этот своеобразный «дневник» свое понимание и отношение к событиям, рассказываемым в «вечной» книге.

sachin2Бегство в Египет.

Современный ленинградский художник Николай Сажин создал серию цветных литографий «Мифы и вариации». Стремление Н. Сажина по-своему передать события, не раз служившие сюжетами для многих, ставших классическими, произведений мирового искусства, а это «Сусанна и старцы», «Юдифь и Олоферн» и другие, оправдано поисками новых, современных форм образности и выразительности. Для композиций художник избрал идеальную форму круга, которая символизирует представление о гармонии, присущей миру. Но эта «космическая» гармония редко находит отзвук в судьбе отдельного человека с его страданиями, сомнениями, и законченная, замкнутая композиция работ Н. Сажина словно стремится быть взломанной, вспоротой изнутри… Острым драматизмом пронизана работа на библейский сюжет «Бегство в Египет». Мы видим желтый песок и желтые, как бы «ненастоящие», пирамиды, стремительно бегущие фигурки и обгоняющие их тени. Самые светлые в композиции — цвета белой бумаги — капельки нимбов и контрастом к ним и светлому пышному облаку на горизонте — будто плеснувшее через край и пролившееся на лист пятно черной краски. Побежавшие подтеки, как выпущенные когти, угрожающе движутся в сторону бегущих. Их горизонтальное направление и форма ножа или кинжала вторят черным теням, которые отбрасывают люди. Одна, самая длинная, непонятно откуда взявшаяся тень словно преграждающая путь бегущим, усиливает ощущение динамизма и драматизма действия. То, чти в первый момент могло показаться игрой, условной стилизацией, обретает подтекст, наполняется современным образным звучанием.

В работах художника, выполненных на темы античных мифов, больше шутки, иронии. Жизнь требует от современников иного проявления героизма, чем от античных богов и титанов. Древние герои под скептическим взглядом художника превращаются в антигероев, а совершенная форма круга, в которую вкомпонован сюжет, может трансформироваться в четырехугольник,, ромб, чтобы вместить новый миф, миф сегодняшнего дня,, утратившего свою гармонию и совершенство. Но как бы ни иронизировал художник: по поводу ушедших в прошлое страстей и переживаний, они для него остаются точкой отсчета, к которой примериваются все события, проблемы сегодняшего дня. Миф трансформируется, но не умирает.

Е. Нестерова

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта