Августинович Юлия

В Петербурге сегодня дожди

Выставка про погоду в Петропавловской крепости

Самой что ни на есть питерской погоде посвященп выставка «Дождь в Петербурге, подготовленная Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, к которому относится Петропавловская крепость, и Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Почти 200 произведений живописи, скульптуры, фотографии и различные «дождливые» предметы можно увидеть в экспозиции. От барометров и приборов, измеряющих уровень осадков, до зонтиков и резиновых сапажек, которым лет сто от роду и которыми иэмеряли глубину петербургских луж еще наши прабушки, — все это представлено на небольшой, но очень емкой выставке в Невской куртине Петропавловки.
Открылась выставка тоже в пасмурный день, дождя не было, но низкое небо над Невой стало лучшим фоном для иллюстрации того фаета, что Петербург родился в дождливом месте, расцвел здесь, и сумел использовать слякоть и морось в самых разных целях — для создания на только резиновой промышленности, но и романтического образа города вечных дождей. Кстати, такого же устойчивого стереотипа, как туманный Лондон. Но как же весело смотрятся в разноцветных плащах-дождевиках петербургские дворцы — инсталляция Юлии Августинович «Прогулка» встречает посетителей выставки прямо у входа. Исаакиевский собор, дворцы великих князей закутаны в яркие плащи и похожи на экскурсантов, выстроившихся в очередь за билетами на выставку. И здесь же, на улице, стоит необычное сооружение из труб, похожих на трубы Авроры, — свой объект Никита и Андрей Сазоновы назвали «Визуально-звуковым анализатором дожденосных туч’. Если верить авторам, то с помощью этой конструкции можно узнать все о шуме дождя, о тяжести туч и о чем эти тучи разговаривают в небе. И хотя на самом деле через систему зеркал ничего, кроме стен крепости и кусочков неба, не видно, и определить на слух, какой интенсивности ожидается дождь, тоже невозможно, посетители с большим энтузиазмом заглядывают в отверстия-перископы и прислушиваются к завываниям ветра, запутавшегося в трубах.
В самих музейных залах экспонаты расположились в хронологическом порядке — от инструментов, которыми начинали измерять и изучать особенности питерской погоды еще в XVIII веке по указу Петра I, до барометров и термометров, которые до недавнего времени были практически в каждой петербургской квартире. А дальше идет рассказ о том, как жители Петербурга не только боролись с непогодой, но и легко приспосабливались к ней. И приспосабливали город: на выставке можно узнать, что ещё с первой половины XIX века большинство общественных зданий в Петербурге, особенно в центре города, должны были иметь специальные навесы, которыe помогали пешеходам укрываться от дождя, — своеобразные общественные зонтики, под которыми во время ливня собирались группы людей. А все это вмеcте (навесы и пешеходы) становилось особенным «архитектурным» украшением города. К сожалению, в середине прошлого века эти козырьки и навесы над тротуарами начали уничтожать, но они хранились на старинных фотографиях и рисунках художников, представленных на выставке. Отголоски тех старинных зонтиков можно увидеть в работах соврееменных фотохудожников: Елена Евсина и Алексей Кузнецов представили известные петербургские здания, на фа-
садах которых есть скульптура — в руках у статуй зонтики, под которыми они пережидают дожди.
Но самый большой интерес, безусловно, вызывают два зала, посвященных коллекции одежды и обуви из собрания Музея истории Петербурга. Именно в Петербурге появились не только первое «резиновое» производство, которое начало снабжать отечественными галошами и плащами всех россиян, но и первые мастерские, изготавливавшие зонтики. Массовая продукция знаменитого Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» представлена во всем ассортименте — те самые легендарные черные с красной байковой подкладкой галоши, которые просил прислать ему к ужину крокодил из стихотворения Чуковского. Рядом -изящные дамские галошки: они надевались только на носок, оставляя свободным каблук. Здесь же выставлены разноцветные детские сапожки, в которых так здорово шлёпать по лужам. Жаль что сам «Треугольник», (известный в советское время как «Красный треугольник») после закрытия фактически бросил на произвол судьбы собственный небольшой музей, и сотрудники Музея истории города буквально из-под развалин производства спасали остатки будущих экспонатов.

И все это вместе — предметы быта, фотографии и картины, музыка и строгие научные приборы — составило удивительную симфонию дождя и искусства, которая звучит в Петербурге постоянно. И не только на выставке: сезон дождей в Питере открыт и никогда не закроется.

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта