Руссу-Чобану Валентина
Руссу-Чобану Валентина Георгиевна (1920) — советская молдавская художница.
C Валентиной Георгиевной Руссу-Чобану, лауреатом Государственной премии Молдавской ССР. мы познакомились два года назад. Я приехала в Кишинев писать об известном скульпторе. И вот этот старый мастер, в прошлом ученик Бурделя. перевидевший на своем веку многое и в жизни и в искусстве, в одной из бесед назвал мне имя — Валентина Руссу-Чобану. Имя, и прежде знакомое по выставкам и репродукциям.
— Вы выделяете ее среди женщин-художниц?—уточнила я.
Автопортрет.
— Что значит среди женщин?—насмешливо буркнул мастер.— Это в спорте бывает забег отдельно для мужчин, а отдельно для женщин. Валентина— художник. И нашему брату у нее поучиться. Ее бесстрашию…
— Бесстрашие? В чем же оно?
— Когда пьесу Иона Друцэ «Птицы нашей молодости- приняли к постановке в Малом театре, встал вопрос о художнике. Нужен был человек, умеющий лаконичными средствами передать национальный колорит, подчеркнуть романтическую приподнятврть пьесы-притчи. И в Москву пригласили Руссу-Чобану, хотя она вовсе не театральный художник. «Что вы!—сказала она.— Я это не умею».
— Но вам интересно?
— «Еще бы!»
И она имела смелость согласиться, оставила срочные дела, переселилась в Москву, гостиничный ее номер загромоздили эскизы. За каждую деталь воевала с застенчивым упорством. И теперь вспоминает ту горячку репетиций с большим удовлетворением. Потому что проверила себя в новом качестве.
Бытует выражение «ищет себя». И принято считать, что ищет себя художник в начале творческого пути. А про Руссу-Чобану можно сказать, что она, вот уже три десятка лет самоотверженно отдающаяся искусству, достигшая крепкого профессионального мастерства, так и осталась в поре дерзкого экспериментаторства. Словно ей тесно в рамках одного освоенного жанра, словно ей скучно останавливаться на одной стилистике.
Посадка деревьев.
Просторная мастерская—общая здесь и работы мужа, своеобразного и талантливого художника Глеба Саинчука, и работы сына. А эта—ее, и та. и та… И когда рассматриваешь их одну за другой, не перестаешь удивляться неужели все они одной кисти? До чего же разные!
Нет жанра, в котором не работала бы Руссу-Чобану.
Портрет режиссёра И.С.Шкуря. 1973 год.
Она писала полотна на исторические темы и бытовые, и пейзажи, и натюрморты. Любит картины обобщенно-философского звучания—именно таков «Поезд дружбы-, который вы видите здесь; в нем мечты художницы о мире и взаимопонимании между людьми, ее вера в поколение юных, которому завтра брать на свои плечи судьбы человечества. Писала портреты поэтов и рабочих, доярок и студентов, актеров и общественных деятелей. И для каждого она ищет свой, особый ключ выявления индивидуальности человека.
Это ли не творческое бесстрашие—уходить от найденного, не тиражировать собственные удачи?
Автопортрет… Когда увидела его впервые, я с оторопью отметила: да ведь художница к себе почти безжалостна! Разве в женском естестве изобразить себя явно постарше? А зачем утрировать суховатую напряженность рта и подбородка, на самом деле куда более мягких и женственных? Почему вдруг написать себя в очках, которые вообще-то она надевает редко и которые сообщают ее лицу несвойственную официальность?
Я не решилась расспрашивать Валентину Георгиевну, потому что в самом начале нашей беседы, коротко изложив свои биографические данные. она предупредила: «Объяснять картины не люблю и не умею… Все. что хотела, сообщила — цветом, композщией. ритмом…» Про автопортрет сказала лишь, что его желал вместе с другими работами приобрести музей, но ей хочется оставить его в семье — «для сына, для будущих внуков».
И стало понятно, что портрет особенно дорог ей. Может ей удалось то, чего требовал от портретиста Белинский — «не одно внешнее сходство, а вся душа оригинала в данном случае — душа художника. Сколько в глазах, увеличенных линзами очков, молодого интереса к жизни. Какие они теплые и всепонимающие эти глаза!
В стеклах очков отражаются образы, отражается мир. В этой пpeвocxодно найденной детали ключ к пониманию образа: для человека искусства главное — его сопряженность с миром.
Сосредоточенность Валентины Георгиевны Руссу-Чобану, какой изобразила она в автопортрете, не созерцательна элегическая. Она предисловие к новой работе, к новому бесстрашному поиску.
Т. РЯБИКОВА.
…какое счастье быть сопричастной к жизни этой удивительной женщины,к творчеству этого удивительного Мастера!…имея счастье много раз позировать Валентине Георгиевне(для меня,попросту, тёте Вале) невольно проникаешься моментом истины творчества творца!С виду всегда кроткая,маленькая ростом,сколько же в ней заложено было проникновения в натуру,истиного видения натуры,страстности…какое счастье было присутствовать при таинстве ёе творчества!…и сейчас,в наши дни свет и тепло проникают в душу когда общаешься с этой удивительной женщиной,с великим художником творцом!