Рябушинский Тимофей
Рябушинский Тимофей — художник-сценограф. Окончил школу-студию МХАТ.
В рамках Фестиваля «NET» состоялся мастер-класс сценографа Яна Паппельбаума — художника спектаклей Томаса Остермайера в берлинском Театре «Schaubuhne». Для работы мастер выбрал четыре пьесы: «Гёдда Габлер» и «Враг народа» Г.Ибсена, «Изображая жертву» Пресняковых и «Наваждение» Ф.Рихтера. В этом неожиданном сближении столь разных драматургических действий, художник сумел обнаружить общее. Сквозной темой уроков стала позиция, заявленная Паппельбаумом в его эссе «Мечта о доме; обозначенная как «Социальные миры новых обывателей и их вынужденная материальность’.’ Увлеченно вовлекая участников в активный разговор, мастер сумел показать, как из мысли рождается конструкция будущего решения.
Тимофей Рябушинский. Декорация к спектаклю «Сирано де Бержерак». За декорацию и эскизы к этому спектаклю художник получил Премию «Твой шанс 2011»
Продолжением диалога можно назвать знакомство немецкого мэтра с совместным проектом ГЦТМ имени А.А.Бахрушина и СТД РФ — «КЛИН 6».
Более пятидесяти молодых художников театра, «вклинившись» в выставочное пространство Театральной галереи на Малой Ордынке, продемонстрировали около сотни работ; представляя лицо ведущих сценографических школ Москвы: Школы-студии МХАТа, ГИТИСа, МГАХИ имени В.И.Сурикова, МГАХУ памяти 1905 пода Живое разнообразие решений! Здесь и эскизы костюмов, декораций, макеты к произведениям классиков мировой литературы — «Путешествия Гулливера», «Принцесса Греза», «Сирано де Бержерак», «Кровавая Свадьба», «В ожидании Годо», «Томас Беккет»… Странно, что современная драма почти отсутствует. Зато пятая часть представленных работ посвящена Шекспиру.
Дипломные проекты выпускников Школы-студии МХАТа (2010, факультет сценографии и театральной технологии, руководители В.Шилькрот, А.Кондратьев), как и работы студентов 5-го курса (руководители С. Бенедиктов, А.Клоков) демонстрируют сильную сторону мхатовской школы — качество макетов и сложность технологических процессов. Прочно держат визуальную энергетику «реечные» конструкции Екатерины Галактионовой («Антоний и Клеопатра», «Молчание — золото»). Любуешься бирюзовыми кружевами «Зимней сказки» у Анны Дудяковой, где морозный узор приобретает грацию викторианской эпохи. Легко читаем костюмографический язык студенческих работ кафедры сценического костюма постановочного факультета (руководитель В.Хархалуп), где налицо сочетание простоты и глубины в ауре душевного волнения молодых людей.
Насыщенная живописность и лаконичные линии в эскизах костюмов у студентов 4-го курса МГАХУ памяти 1905 года (факультет театрально-декорационной живописи, руководитель М. Дмитриев). Так, в коллаже Александры Пастернак к «Гамлету» вставка в костюме смотрится очертанием Дании, и таких находок на выставке целая россыпь.
У выпускниц МГАХУ памяти 1905 пода (2009, факультет театрально-декора-ционной живописи, руководитель В .Архипов) доминировали работы для музыкальных театров: «Демон» А. Рубинштейна, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Набукко» Дж.Верди. Музыкальность подтекста всегда присутствует. Привлекают взгляд работы Анны Бубновой к «Риголетто» Дж.Верди, … башни, будто обвитые кручеными веревками, некое сооружение на авансцене (как тератологический образ шутовского колпака) в макете, а рядом графические бумажные «рельефы» с тонко прописанными художественными деталями костюмов.
У студентов курса Виктора Архипова (ВАТИ — ГИТИС, факультет сценографии) на первом плане материал. Работая в большом диапазоне и разных техниках, нам показали самые разные вариации прочтения «Короля Лира», богатство которых никогда не утомляет зрителя.
Энергична плакатная ритмика коллажей к «Фро» А.Платонова студентки 4-го курса РATИ — ГИТИСа Алины Бровиной (режиссерский факультет, отделение художников-постановщиков, руководитель Д.Крымов). Художницей схвачен противоречивый дух того времени. Тот, который Платонов назвал «в прекрасном и яростном мире»…. Летят поезда мимо железнодорожной платформы ожидания и тоски, парит дирижабль «Норвегия» Р.Амундсена. Множатся приметы трагического оптимизма эпохи.
Интересны фантазии на тему трех знаменитых сказок: «Алиса в стране чудес», «Путешествия Гулливера» и «Щелкунчик и Мышиный король». Студенты 2-го курса факультета сценографии РАТИ — ГИТИСа (руководитель С.Мороэов) объединили сказочную триаду в едином пространстве пирамиды. В тесной слаженности пустая сетчатая пирамидка (Ксения Сорокина) и перегруженные знаковыми подробностями пирамиды сокурсников, где в одном замесе: сапоги, часы, новогодняя елка… либо каждая внешняя грань есть страница из сказки (Наталья Рукавишникова), а внутри — некий скульптурный натюрморт из деталей как застывший итог сутолоки чудес.
В заключение скажем, что хотя творческий кураж «КЛИНа» не столь заметен, что хотя и преобладает рассудительный подход — переход студента во взрослую категорию жизни, старт, эскиз, набросок судьбы всегда интересны.
Ирина Решетникова.