Рязанова Марфа

Рязанова Марфа Андреевна (1913-2007) — самоодеятельный художник из Белгородской области.

rjazanova2

В последние недели Центр «Винзавод» опять стал местом паломничества любителей contemporary art. Еще бы -ведь именно он стал одной из центральных площадок проведения II Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» Однако пока зрители пытаются вникнуть в творческие изыски начинающих художников, здесь же, в галерее «ПРОУН’,’ сочетающей любовь к историческому авангарду и симпатию к народному творчеству, открылась экспозиция тоже своего рода автора-дебютанта. Но только далеко не ровесницы выставляющихся в соседних залах, но способной по оригинальности и изяществу работ дать фору многим из них.

Проект «Птичий двор бабушки Марфы Андреевны» можно считать заслугой Интернета. Историю крестьянки Марфы Рязановой из деревни под Старым Оскалом, которая впервые взялась за карандаш в 88 лет, кураторы узнали из блога, где о ней и ее рисунках рассказывала внучка Аня. «Среди тридцати семи восторженных комментариев была и сама биография бабушки Марфы, поразившая своей необычностью. Более того, в пространстве «Живого Журнала» у бабушки набралась масса поклонников — рассказывает куратор выставки Екатерина Иноземцева.

Рисовать Марфа Андреевна начала, кода, похоронив мужа, переехала к детям. Поменяв деревню на город, бабушка затосковала по сельской жизни, по быту, по своим домашним животным. Чтобы помочь ей справиться с депрессией, родные дали ей карандаши и бумагу. Забавно, но рисунки 88-летней бабушки чем-то напоминают работы классика поп-арта Энди Узрхопа с повторяющимися одинаковыми, но разноцветными мотивами, покрывающими все пространство полотна. Все 44 изображения похожи друг на друга, точно в их основе лежит определеннный канон: «героями» картинок являются куры, множественное присутствие которых складывается в ковровый орнамент. Несмотря на то, что его цветовая гамма меняется, выбранные художницей тона все равно далеки от жизнеподобия. Четыре последних года жизни Марфа Андреевна каждый день рисовала одну по сути картину.
Птичий контур сделан обычной шариковой ручкой. Тем самым художественным инструментом, который под рукой, поскольку всегда нужен в доме. Самый острый сюжет, встречающийся на фоне деревенского размеренного благообразия — сцена борьбы с вредителями-медведками. Эти злостные враги огородников изображены агрессивными, а люди подле них нарисованы с испуганными гримасами. По Степени варварской (в хорошем смысле слова) выразительности творения Марфы Андреевны эксперты-искусствоведы уже сравнили и с петроглифами — первобытными изображениями на камнях и стенах пещер.

Клетчатые листочки формата А4, испещренные мелкими разноцветными птичками с ножками-крестиками, лошадками с большими головами, сельскими тружениками в аляповатых нарядах, и выложила в своем блоге вместе с рассказом о бабушке внучка «Мы даже не задумывались, что она рисует Потом стопки ее рисунков росли. Это было смешно — такое количество кур, коней и женщин с цветными букетами. Мы даже не придавали этому значения» — вспоминает она. Такого успеха у «юзеров» никто не мог предположить. Но и в «продвинутой» галерее «ПРОУН! кода увидели эти работы, то немедленно и безоговорочно их полюбили, родилась идея выставки «Птичий двор бабушки Марфы Андреевны’.’ Кстати, в экспозицию, кроме рисунков, вошли фотографии из семейного альбома и фамильные материальные реликвии, которые позволяют представить образ жизни типичной русской крестьянки.

Рисовала бабушка Марфа, не рассчитывая, что ее когда-нибудь воспримут всерьез, просто вспоминала о деревне, где прожила всю жизнь, и на бумаге появлялись поросята, куры или лошади. А в итоге неизвестную Mapфy Андреевну коллеги по цеху признали своей. Конечно, всегда находятся люди, которые не устают повторять, что нарисовать так смог бы любой, но ведь «наивность» творения отнюдь не умаляет его оригинальности.

Анна Грибоедова.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта