Рожков В
Однажды на выставке к автору этих строк подошла женщина и спросила: «А где принимают картины на выставку7» — «Самодеятельного художника?» — «Нет не самодеятельного, а хорошего художника.»
К сожалению это типичный диалог. Не секрет, что очень часто слово «самодеятельный» понимается как синоним «плохого», «неумелого». А ведь слово это хорошее и по корню своему «самим делать», и по истории происхождения. Оно широко вошло в обиход после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда одним из лозунгов дня было единство профессионального и самодеятельного искусства. Самодеятельностью занимались рабочие, красноармейцы, сельские активисты. С актерами-любителями работали лучшие режиссеры, клубы, где должна была развиваться самодеятельность, проектировали лучшие архитекторы.
Называть себя профессиональным художником — вот к чему нужно стремиться, считают многие любители. Престиж людей искусства в обществе очень велик. Но ведь и это тоже историческое завоевание. В России художники завоевали себе право пользоваться уважением в обществе лишь с середины прошлого столетия. Многие художники начала прошлого века еще чувствовали свое унизительное положение, зависимость от заказчиков. Стремясь свободно работать, они уезжали за границу. Прекрасный русский художник, умерший в Италии, Сильвестр Щедрин сетовал в письмах на родину, что только в Италии он почувствовал себя человеком, а в России ему была уготована в лучшем случае судьба учителя рисования.
Рисованию учили детей в богатых семьях. Многие образованные люди были художниками-дилетантами. Но стать профессиональным художником для человека из богатой родовитой семьи в те времена означало бросить вызов обществу. Любительство рассматривалось как занятие, несомненно более предпочтительное, нежели художественная профессия.
Рабочую самодеятельность в 20-е годы противопоставляли «буржуазному любительству». Тогда в занятиях искусством видели прежде всего способ борьбы за утверждение новых идеалов, повышение идейного и культурного уровня. Так, рабочий-художник В. Точилкин, председатель Общества художников-самоучек (ОХС), писал в своих заповедях самоучки, которые он опубликовал на страницах журнала «Искусство в массы»: «Самоучка свою наблюдательность, свой острый взгляд использует для того, чтобы бороться со всем старым, еще недобитым, беспощадно бичевать его, выявлять ростки нового… Самоучка — это в первую голову активный общественник, активный строитель социализма. Самоучка все задуманное выполняет главным образом по своему внутреннему классовому чутью». В «заповедях» Точилкина подчеркивалось также, что самоучка должен участвовать в работе клуба, стать художкором, оформлять праздники, «не стараться быть настоящим художником», не подражать, не копировать, не продавать свои вещи.
Самоучки с гордостью носили свое имя. Слово «самоучка» было символом приобщения своими силами к знанию, грамоте, книгам, общественной жизни.
Прошли десятилетия. Несказанно вырос образовательный уровень нашего общества, изменились запросы людей, их представления о социальных и культурных ценностях.