Маймон Моисей
В Российской академии художеств на Пречистенке объединение «Магнум Арс» впервые представляет многократно описанное в литературе, но, казалось, бесследно исчезнувшее полотно «Сражение под Тюренченом» академика живописи Моисея Львовича Маймона (1840-1925). Xудожник, как и Василий Верещагин участвовавший в качествe фронтового живописца в русско-японской войне, отобразил реальный эпизод «того кровавого сражения: раненый священик Стефан Щербаковский поддерживаемый солдатами музыкальй команды, поднимает полк в атаку.
Имя Моисея Маймона, автора множества ярких произведений, в том числе циклов «Мужи Библии» и «Жены Библии», долгое время старательно замалчивалось. Однако сюжеты его картин (например, Петр I редактирует «Ведомости», «Александр 1 у Серафима Саровского») без труда можно было узнать в иных шедеврах соцреализма. «Перекличка» такого рода с картиной «Сражение под Тюренченом» тоже обнаруживается с первого взгляда. История этого большого полотна (2,15 м х 1,3 м) поистине драматична. Написанную по живым следам события, ее немедленно приобрел известный нотный издатель и торговец музыкальными инструментами Циммерман и повесил в своем магазине на углу Неглинной и Пушечной улиц (там и сейчас магазин «Ноты»). По свидетельству писателя Виктора Шкловского, Л. Н. Толстой высоко ценил эту картину и даже сфотографировался под ней с Софьей Андреевной (этот снимок воспроизводится в книге В. Шкловского «Лев Толстой»).
Но во время еврейского погрома в начале первой мировой войны черносотенцы сорвали картину со стены. И, возможно, выбросили бы, если б некий господин, уже далеко от места похищения, не упросил бы продать ее. Затем картина перешла к его сыну: во избежание неприятностей сьн хранил ее под диваном, а потом просто подарил отцу нынешнего ее владельца, который, конечно же, оценил ее, но справедливо считая реликвией, не торопился поведать о том свету. Но и когда нынешний владелец принес ее на аукцион в объединение «Магнум», потребовалось немало времени для экспертизы и идентификации.
В экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея произведений М. Маймона нет. Но его работы в художественных салонах Москвы и Петербурга быстро раскупались, и по весьма высокой цене. Можно предположить, что «второе пришествие» полотна «Сражение под Тюренченом», выставленного на Пречистенке в окружении Брюллова, Лентулова, Фалька, Фонвизина, А. Бенуа, — начало давно ожидаемого возвращения М. Маймона в историю русского искусства.
Георгий Меликянц.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!!!
Я в восторге, когда прочитала о художнике МОИСЕЕ МАЙМОНЕ. Думаю, что найду еще много интересного. Если ВЫ сообщите мне свой ЕМАИЛ я ВАМ отправлю свое творчество Мне очень нравится читать смотреть о худож
никах Я бы с удовольствием почитала бы ВАШИ записи и посмотрела бы ВАШИ репродукции. Я готова приехать к ВАМ. Я только сегодня нашла ВАШ сайт. Пришла в ВОСТОРГ от ВАШЕГО сайта. Желаю ВАМ здоровья . С уважением ЗОЯ.