Домье Оноре
Оноре Домье (1808-1879) -французский художник.
«Влияние творчества Домье на прогрессивное искусство современного мира очень велико. Это естественно, так как творчество Домье — непревзойденный образец революционного порыва, обличающей силы, проницательного бытописания, демократического гуманизма — народности.»
Б. Кибрик, народный художник СССР
Любитель эстампов.
Мир, который он создал
Домье наконец увидел свою картину.
Несколько раз он проходил мимо, не замечая ее: так высоко поместили полотно. Маленькая, она казалась ему жалкой, примостившись около огромной рамы, обрамлявшей портрет генерала на коне, в бенгальском огне и дыму. Справа прижал ее колоссальный холст с тщательно выписанными фигурами вельмож; к раме, напоминавшей позолоченный саркофаг, была прибита полированная доска с выгравированными именами всех персонажей. «Бедная моя прачка,— подумал Домье,— даже здесь, в храме искусства, тебе так же тяжело, как в жизни».
…Нечему было радоваться: ему уже за 50, журналы отказываются его печатать; ему ставят в вину отсутствие юмора. А какой же юмор, если художнику грозит нищета! С устрашающей быстротой растут долги, мелкие и тем более неприятные.
Домье почти забыт; одни друзья умерли, другие отвернулись от него.
Но пусть будет продана последняя рубашка — никто не может разрушить тот мир, который он создал, мир, где живут сотни сотворенных им образов. Огромный мир, возникший в произведениях Домье, недаром сравнивают с «Человеческой комедией» Бальзака.
Тысячи литографий, десятки скульптур, а позднее сотни полотен и акварелей — вот итоги титанического труда художника. Нужда все время ходила за ним по пятам. Она требовала ежедневной каторжной работы. Домье любил иногда говорить друзьям: «Тачку тащить нелегко».
Чем глубже изучаешь жизнь и творчество этого замечательного человека и художника, тем яснее перед нами встает Домье, умевший ненавидеть все пошлое и жестокое, любить чистое и светлое.
Особое место в живописи Домье занимает тема революции. В картинах «Восстание», «Семья на баррикадах» художник с необычайной мощью рисует образ восставшего народа.
Восстание. Ок. 1848 года.
Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен.
Грипп в Париже. 1889 год. Карикатура.
В конце XIX века больные гриппом ещё вызывали усмешку.
Ужасная эпидемия «испанки» в 1918 году, когда погибло 20 млн. человек, заствыило относиться к этой болезни серьёзно
Когда свершилось одно из самых гнусных злодеяний июльской монархии — убийство на улице Транснонен, где были расстреляны и заколоты ни в чем не повинные дети, женщины, старики, Домье создает небывалый еще в истории французской графики лист «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Это был, по существу, репортаж. Именно репортаж — суровый отчет, гневно зафиксировавший событие.
Этот репортаж принадлежит вечности, ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье.
Игорь Долгополов, заслуженный деятель искусств РСФСР