Дунашова Татьяна
Дунашова Татьяна Сергеевна (1921-2005) — художник по росписи керамики, фарфора. Гжель.
С конца 20-х годов стали возникать кооперативные артели, объединявшие квалифицированных и молодых мастеров, почти незнакомых с производством керамики. Порыв к активной деятельности, свойственный эпохе первых пятилеток, желание работать по-новому отразилось в самих названиях артелей — «Вперед, керамика», «2-я пятилетка», «Художественная керамика» и др. Последняя, организованная в 1936 году в деревне Турыгино, была наиболее крупным объединением художников и мастеров, специализировавшихся на выпуске декоративного фарфора. Однако расширявшиеся масштабы производства не соответствовали художественному качеству его продукции: здесь еще сохранялось наследие рубежа веков — мещанской слащавости, стилизации в духе модных веяний того времени.
Сахарница. 1970-е годы.
Сотрудница этой артели, старейший мастер современной Гжели
Татьяна Сергеевна Дунашова вспоминает: «Делали глиняные игрушки — солдатиков, всадников, коников, зверей.Расписывали масляной краской. Коникам писали гриву, бока «сбивали в сероту тампоном», т. е. припудривали серой краской. Делали головки для кукол, оттискивали руками в формах, красили их розовой «тельной» краской, глазки — голубой, губки — красной, розовые щечки «сбивали тампоном».
Ваза. 1050-е годы.
Гжельское производство фарфора медленно возвращалось на путь создания художественных вещей, но этому процессу помешала война. Начало современной Гжели было положено в середине 40-х годов активным восстановлением традиционного производства на научной основе. Инициаторами на этот раз выступили искусствоведы и художники. Заметное участие в судьбе гжельского промысла принял Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Научное руководство взял на себя А. Салтыков, крупнейший специалист в области декоративно-прикладного искусства, большой знаток отечественного фарфора, по существу, первый и самый серьезный исследователь искусства Гжели. Ему принадлежит честь открытия и изучения гжельской майолики XVIII века и исчерпывающий свод гжельских заводов — полуфаянсовых, фаянсовых, фарфоровых. На основе изучения обширного материала А. Салтыков и его ученики выявили и проанализировали художественную самобытность гжельской керамики. Включение в практику восстановления искусства Гжели специалиста, человека большой эрудиции, придало этой деятельности основательность и теоретическую компетентность, а проводившимся под его руководством реформам гжельского промысла — серьезный научный фундамент.
Вернуть одним махом былое величие гжельскому фарфору в силу ряда факторов в тот период оказалось невозможным. Трудности были не только производственного характера, немалую проблему представляла потеря навыков декоративной росписи. Было решено первоначально обратиться к традициям монохромного растительного и орнаментального рисунка и восстановить прежнее искусство гжельского письма, обучив ему местных мастериц и исполнителей.