Замора Гектор
Мексиканско-бразильский художник Гектор Замора (1974) придумал оригинальный способ решить транспортные проблемы не ведающей машин Венеции-а именно, предложил в качестве средства сообщения дирижабль. Он сочинил историо о якобы состоявшемся в породе фестивале дирижаблей. в качестве реликвии которого остался воздушный корабль, застрявший прямо в узком проходе возле Арсенала. А также внедрил картинки и открытки с в уличные лотки торговцев сувенирами.
Нашествие дирижаблей. 2009 год.
Один из участников выставки «Создавая миры» основного проекта нынешней Венецианской биеннале Гектор ЗАМОРА приехал в Москву, чтобы представить свой венецианскнй проект про атаку дирижаблей в Центре современной культуры «Гараж» Накануне открытия он дал интервью нашей газете.
— Как вам пришла в голову эта история про фестиваль дирижаблей в Венеции?
— Я еще с детства был очарован дирижаблями. монгольфьерами и прочими столь же экзотическими воздушными суднами. Эта как бы тупиковая ветка развития воздухоплавания — их век ведь был очень недолог и в них всегда была некая избыточность, даже в военных дирижаблях была какая-то барочная роскошь. К тому же многие мои проекты так или иначе связаны с воздухом -это ведь самая незримая из четырех стихий, и в моем искусстве я все время стараюсь сделать ее более ощутимой. Так. в прошлом году в Сан-Паулу я сделал произведение, состоявшее из множества расположенных в выставочном зале вентиляторов. — это было искусство моторов можно было не столько увидеть, столько почувствовать, как дуновение ветра А на биеннале 2006 гада в Пусане, в Южной Корее, я показывал проект ‘Летучая топография» — мы запустили над городом множество красных воздушных шаров, которые образовывали некую постоянно меняющуюся геометрическую структуру. Сначала в Венеции я, и правда хотел запустить настоящие дирижабли. но потом мой проект принял несколько другой оборот -мне стало интереснее создать некую фикцию. Вы же знаете, все, что происходит в Венеции, немедленно становится известно всему миру—как эта было, например, с наводнением, случившимся в первые дни нынешней Биенале, И мне хотелось, чтобы этот несуществующий фестиваль дирижаблей стал этаким медийным фантомом: чтобы турагентства заранее распространяли его рекламные буклеты, а в «You Tube» появились якобы снятые во время этого фестиваля видеоролики. Чтобы в Венеции продавали открытки с дирижаблями над городом.
— Да. даже у уличных художников можно было купить акварельки с дирижаблями над Сан-Мерю. Легко ли было договориться с этими вашими коллегами?
— Я еще в марте побывал в городе и поговорил с уличными художниками, рассказал им о проекте и тем, кто согласился в нем поучаствовать, дал мои эскизы — фотомонтажи, по которым они и делали свои рисунки.
-А вам бы хотелось, чтобы в Венеции, и правда, появились бы дирижабли и воздушные шары — например, как городской транспорт, в дополнение к речным трамвайчикам-вапоретто?
— Мое дело — просто посеять эту идею в общественном сознании…
— У нашей публики дирижабли ассоциируются. наверное, прежде всего с советским искусством начала 1930-х годов, с Лабасом и Дейнекой, с этакой социалистической модернистской утопией…
— Я. к сожалению, не знаю этих художников. хотя, когда я собрал материалы для проекта, я нашел какой-то. кажется, советский плакат с дирижаблем. Я, скорее думал про Панамаренко — это бельгийский художник, создающий всякие фантастические летательные аппараты Он даже свой псевдоним придумал. как производное от «Пан Американ». Но мой проект несомненно имеет некое утопическое измерение: знаете, утописты и авангардные художники разных поколений мечтали о летающих городах.
— Что вы думаете о теме нынешней Венецианской биеннале — «Создавая миры?»
— Отличное название для выставки. Я ведь тоже именно этим занимаюсь — создаю полуреальный, полувымышленный миф, в котором и происходит этот фестиваль дирижаблей в Венеции.
Беседу вела Ирина Кулик.