Занковский Илья
Илья Занковский в «Даев 33»
Московская «Галерея искусств Даев 33» в Даевом переулке продолжает выставочный цикл, посвященный или неизвестным работам классиков русского искусства конца XIX — начала XX века из частных коллекций (тут гастролировали Николай Дубовской, Аркадий Рылов и проч.), или вообще фигурам полузабытым, однако востребованным на антикварном рынке. К последним относится Илья Николаевич Занковский (1832 -1919), чьи живопись и графику -два десятка картин и изумительные рисунки — извлекли на сеет божий до конца августа Вещи — раритетные, находящиеся в собственности собирателей, которые не желают с ними расставаться, так что выставка, подготовленная владельцем галереи Александром Киселевым, есть жест абсолютно образовательный. Собственно, вы знаете, кто такой Занковский? А ведь это очень поучительная история художника
Кавказ. Наблюдательный пост. 1880-е годы.
Подпоручик Илья Николаевич Занковский, ученик Императорской Академии художеств, был прикомандирован к военно-топографической части (лавного управления Генерального штаба, находящегося в Тифлисе. Уехал из Петербурга в 1863-м. За многие годы, проведенные на Кавказе, Илья Занковский объездил всю горную территорию, на которой находятся нынешние Дагестан, Азербайджан, Грузия и Армения. С 1864-го обосновался в Тифлисе. Вероятно, до него ни один русский художник не пробыл здесь столь долго и не изучил столь хорошо этот горный край.
Но если, как правило, русские художники приезжали на Кавказ как участники и художественные историографы длительной Кавказской войны для отображения военных действий, сражений и битв, то Илью Николаевна интересовало совсем другое. Величественная горная страна пленила художника своей грандиозной красотой — заоблачными снежными вершинами гор, живописными и таинственными ущельями, стремительно прорывающимися через непроходимые горы реками, восхитительными, эффектными волшебными закатами и восходами, дивные краски которых как бы тают и исчезают в горных туманах, в тенистых лесных далях — и вот словно прорываются в далекой вышине хрустальными вершинами. Кавказ был суров, неприступен, но в этом были своя необыкновенная красота, свое магическое очарование и привлекательность. Занковский — это что-то из немецких романтиков в духе Каспара Давида Фридриха, но со своей спецификой.
Названия картин Ильи Занковского говорят сами за себя: «Ущелье» «Арарат на закате» «Эльбрус» «Снежные вершины» «Горный пейзаж» «Боржомское ущелье» «Гора Ужба» «Река в ущелье» «Гopный пейзаж с рекой»
Повторяем, подпоручик Илья Занковский не любил войну, сражения, кровавые междоусобицы. Он считал, что горы должны быть очищены от межчеловеческих распрей и столкновений. Поэтому в своих картинах даже предпочитал не
изображать людей.
Правда, иногда на фоне величия, торжественности и красоты природы художник как бы намеренно изображал убогие, полуразрушенные селения. По крайней мере, такое противостояние природы и человека подчас вьражено определенно.
Однако есть еще потаенный сюжет -конфликт подпоручика и будущего штабс-капитана. Первый, художник, уехал на этюды, и ему были выданы рекомендательное письмо и «свободный пропуск туда и обратно? Потом Военное министерство требовало от академии разрешения оставить художника в «обратном»: он написал прошение остаться на Кавказе. Дело было в 1864-м году: поляку по происхождению. Занковскому намекнули на невозможность вернуться в столицу империи, подавлявшей в то время Польское восстание. Он воспринял указ буквально — из академии уволился, зато позже посвятил кисть аулу Гуниб, где сдался имам Шамиль.
Выставка живописных и графических работ Ильи Занковского открылась в «Галерее искусств Даев 33» и, вероятно, единожды представляет нам интересного, талантливого русского художника который значится в несправедливо забытых. Именно показ творчества таких малоизвестных, возрожденных из глубин прошлого живописцев и является главной целью в деятельности уже хорошо известной галереи.
И другая особенность галереи — она показывает работы, лишь собранные из частных коллекций. Поэтому, как правило, впервые публично обнародованные.
Хотя в 1860 -1890 годы имя Ильи Николаевича Занковского было достаточно известно. Его кавказские работы пользовались большой популярностью в Петербурге на выставках Академии художеств. Картину художника «Дорога в Кахетию» приобрел император Александр III для Гатчинского дворца.
Часто Илья Занковский выставлялся и в Тифлисе. В том числе в местной Школе рисования и живописи при кавказском Обществе поощрения изящных искусств, где он долгое время преподавал. Несколько поколений выпускников этой школы с благодарностью вспоминают своего замечательного педагога. Он в самом деле заслуживает отдельной истории, становящейся особенно актуальной в свете последних событий.
Евграф КОНЧИН,