Егорушкин Виктор
Наверное, школьные учителя Виктора Егорушкина-no рисованию до сих Пор чувствуют себя немного неловко. Ну как же, три десятка лет тому назад этому заречненскому мальчишке от них всего-то только троечки и перепадали. А вот поди же, сегодня Виктор Алексеевич стал признанным мастером резьбы по дереву! И не только в родном городе Заречном, но и в областном центре тоже…
На последней, самой представительной областной выставке резчиков по дереву, которая недавно состоялась в Пензенском музее народного творчества, директор музея Евгений Федорович Шкуров, вручая Егорушкину диплом, даже слегка попенял ему: «Ну что же это ты, Виктор, свои чудесные работы от нас скрывал?» А Виктор, как мне признался сам чуть позже, никогда и не прятал своих трудов. Еще в 1992 году видели его работы и на Нижегородской выставке: одна заречненская фирма захотела искусными работами заречненских мастеров создать
выгодный фон для своей продукции.Но успех «фона» был впечатляющ! Как потом признавались представители фирмы, посетители больше рассматривали всевозможные вазы, шкатулки, барельефы и украшения из дерева, чем основную продукцию. За произведенный фурор заречненским мастерам резьбы по дереву учредителями той выставки былдаже вручен специальный диплом. Один на всех умельцев, кто представлял свои творения.
Этот-то диплом, может быть, и натолкнул Егорушкина на мысль провести выставку работ своих товарищей в родном Заречном.
В местный краеведческий музей на выставку «Деревянное чудо» заречненцев й 1995 году приходило немало. И все дивились тому чуду, которое сотворили их земляки. А если учесть, что выставлялись работы сразу пятнадцати мастеров, каждого из которых отмечало и
свое видение мира, и свой творческий почерк, то «явление народу» было весьма примечательным!
Я ненавязчиво пытаюсь выведать у Виктора Алексеевича, каким же все-таки образом состоится на «веточке жизни» конкретный мастер, то есть как «вызревал» сам Егорушкин…
— Ничего такого особенного в своей жизни просто не знаю. Вот, может быть, деды мои какое-то воздействие оказали. Родился я в Каменском районе, где и жил до школьного возраста. Как себя помню, всегда с приятелями игралина сельской стройке. Деды-то, в частности мои, были отменными плотниками и столярами. Такие дома отстраивали, что любо-дорого посмотреть! А чтобы не скучно работать было, спорили между собой сельские умельцы по топорной части, кто из них сумеет бревно для’ очередного венца сруба в «одну щепу» обтесать.
Не помню, как другие плотники справлялись с этим заданием, а мои деды Иван да Матвей в подобном споре не краснели. Да и что им стоило обтесать бревно, если всю мебель и утварь домашнюю они тоже сами мастерили? Вот, глядя на них, и я, помнится, бегал тоже с ножичком — то прутик какой в свистульку превратишь, то еще чего-то. Но детство промчалось быстро. Учился.
Стал инженером. Работал на заводе. Потянулся было к художественной работе с металлом. Вроде бы и неплохо получалось, да только не было той радости, которая бывает от общения с деревом. Ведь голова-то от радости кругом идет. А тут как-то попалась книжка хорошая по основам декоративно-прикладного искусства… И «процесс пошел»! Очень даже как-то естественно. Сейчас, после двух десятков лет работы с деревом, вижу, быть может, какую-то неуклюжесть своей первой шкатулки, но душу греет она до сих пор ничуть не меньше, чем работы последних лет.
Надо сказать, что работы последних лет «греют» не только душу создателю. Вазы, шкатулки, панно, декоративные блюда, кухонные полки — это уже, наверное, все же его вчерашний день.Сегодня Виктора привлекают уже целые картины из дерева. Свою первую резную картину Егорушкин выполнил по мотивам картины художника Константина Васильева «У чужого окна». После этой лирически окрашенной работы, получившей полное признание у коллег, он решился создать картину на историческую тему. «Молитва перед Куликовской битвой. Дмитрий Донской со своими воеводами».Как из-под резца выходят живые кони и люди, наверное, знают только руки и сердце художника…
А в голове его уже зреют новые образы, новые идеи. И дома, за своим рабочим местом (как шутит Виктор, «вполне вписавшись в два квадратных метра») он творит «нетленки» не только для своей души, но»и»для нашей.»Творчество, — признается Егорушкин, — настолько захватывает, что одну из своих лучших шкатулок «кудринской резьбы» я выполнил… находясь однажды в московской больнице!»
Что можно добавить к этому признанию неутомимого человека? Пусть резцы сорокапятилетнего мастера будут и впредь такими же нежными, но острыми!
В. ПИСКУНОВ.