Шардаков Павел

Шардаков Павел Фёдорович (1929-2007) — советский российский художник — монументалист.   Родом с Урала. Окончил Свердловское художественно-педагогическое училище и ЛВХПУ В Ленинграде, где учителем был Г. А. Савинов. Работал в Волгограде. Создавал мозаичные полотна для украшения учреждений, заводов, комбинатов. Писал портреты, пейзажи, натюрморты.

шардаков1

Версия портрета Ермака.

Колумба знает весь мир, Ермака — русские да татары. Между тем покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем в период освоения новых земель значит для истории человечества не меньше, чем открытие Колумбом Америки. Не случайно на огромную кладовую Сибири потом и доселе будет зариться столько иноземных глаз!

«Открытие Америки» ознаменовалось чуть ли не поголовным истреблением индейцев. «Покорение Сибири» — присягой местных племен русскому царю. В «Истории государства Российского» Карамзин пишет, что Ермак, «проявив себя вождем искусным, усмирял своих буйных сподвижников, которые в земле, завоеванной ими, не смели тронуть ни волоса у мирных жителей».

Прежде чем стать князем Сибирским, как нарек атамана в жалованной грамоте царь Иоанн Грозный, Ермак был героем Ливонской войны. Ермак именовался с «ичем» — Ермаком Тимофеевичем, По тем временам знак «ич» был наподобие титула. Не каждого княза да боярина называли по отчеству, тем паче простолюдина.

…В сентябре 1581 года вверх по реке Чусовой, преодолевая Каменный пояс, на стругах двинулись 300 казаков. Сейчас кажется невероятным: во-первых, пройти против течения реки на груженных оружием и припасами лодках (Чусьва в переводе с языка манси значит «быстрая вода»), во-вторых, подчинить такой горсткой людей бескрайнюю Сибирь. Вот имена ближайших сподвижников Ермака Тимофеевича: Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов, Савва Сазонов, Богдан Брязга, Черкас Александров… Когда потом декабрист Кондратий Рылеев напишет: «И пала грозная в боях, не обнажив мечей, дружина», -это будет поэтическим преувеличением. Дружина не пала, пал Ермак.

Кто скрывался за этим прозвищем? В Нижнечусовских городках (теперь затопленных Камским водохранилищем) до конца тридцатых годов стоял памятник в виде часовни из древней лиственницы. На одной из ее сторон изобразили атамана. Им был Василий Тимофеевич Аленин, уроженец этой вотЧины купцов Строгановых, ведущий свою родословную от суздальских людей. Ермаком стало быть Василия прозвали соратники. Ермак — таган, общественный котел. (Любопытно, что Чапаева, тоже Василия, в пору eго отрочества звали опять-таки Ермаком.)

Первый сибирский историк Семен Ремезов так описывает легендарного атамана: «Был он весьма мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, роста среднего, плечист».

5 августа 1985 года волгоградский художник Павел Шардаков, опираясь на эти описания, закончил работу над портретом «Покорителя Сибири». По мистическому соизволению именно в этот день, 400 лет назад, Ермак погибает на Иртыше. Когда Леонард Постников, чусовской основатель единственного в России музея Ермака, снял покрывало с портрета, собравшийся народ, не представлявший, как выглядел предводитель дружины, ахнул: «До чего похож!»

Ермак погиб так: ночью во время грозы на слиянии Иртыша и реки Вагай на спящих казаков напал отряд хана Кучума. Незадолго до этого рокового дня из Москвы прибудут послы с высочайшей милостью: Ермаку Тимофеевичу от царя будет жалована кольчуга. Атаман с несколькими людьми, прикрывая отход на спасительные струги боевой дружины, раненый, соскользнет в реку, и «дар царя» — панцирь утянет его на дно. Как свидетельствуют летописи, о гибели своего вождя казаки рассказывали весьма скупо, переживали: получалось, что как бы они бросили атамана. Татары, выловившие в Иртыше труп, до наших дней местонахождение могилы Ермака сохранили в тайне. И еще три века спустя пели песни не о Кучуме, а о Ермаке Тимофеевиче. Это уже в двадцатом веке Олжас Сулейменов перефразирует Рылеева: «На диком 6peгe Иртыша сидел Кучум. объятый думой».

Кучум был достойным соперником Ермака. Последний из чингизов, он знал несколько иностранных языков, почти что слепой управлял войском, а грамоты свои подписывал так: «От хана Кучума, вольного человека». Но, как считает Карамзин, именно с похода Ермака на Сибирь начинается ее «несомнительная история». Это были скрепы державы.

Юрий БЕЛИКОВ.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары