Шальтянис Арвидас
Шальтянис Авридас (1944) — советский литовский художник, преподаватель Вильнюсской художественной Академии. Окончил художественный институт в Вильнюсе.
На скачках.
Заметки с выставки.
Остановитесь у «Семиверстных шагов» Карлиса Добрайса. Это, быть может, странная картина. Прекрасная своей мотивированной, но невысчитанной, непреднамеренной странностью. Вечная тема: двое. У них свой мир, своя галактика. И нежность, и свет, и люди-птицы. Он и она витают в облаках грез, парят над миром, они выпущены, как голуби, в жизнь. Но как они беззащитны, смотрите. И какой тревожный рассеян вокруг свет. Мир разверзся под ними, сумрачный и светлый, непонятный, непознанный, манящий. Оторвались из отрочества, но еще не приняты миром взрослых. Еще не найдена точка опоры. Они тянутся друг к другу. Рядом — и в равных плоскостях. Далеко и рядом… Все радостно, звонко, и нет пока предчувствий беды, непонимания, драм. Такие земные — и в то же время будто инопланетяне, плавающие в невесомости. Своя сила тяготения. Мир до конца еще непонятен им. Не только душа, но и глаз не устал от суетной привычности деталей, и потому их нет: Добрайсу важен не быт, а духовное бытие личности. Он писал картину в 30 лет: молодой о молодых, для молодых, от их имени и по их поручению.
Значительность жизни — твоей и моей, бесценность каждой судьбы, желание пристально взглянуть в глаза человеку, чтобы увидеть там мысль, радость, боль, свое, неповторимое; гражданская стойкость, потребность быть не просто работником — маэстро в деле своем; труд как священнодействие — такова точка отсчета лучших полотен о современнике, будь это рабочие Юриса Звербулиса из Риги, праздник восточного базара Любови Фроловой из Душанбе, индустриальные пейзажи родной Башкирии и нефтяной Тюмени Яна Крыжевского из Уфы, сельские триптихи Какаджана Оразнепесова из Ашхабада.
Традиции питают, но и полонят. Просто разве в их круговороте пробиться к себе, к собственной мысли? Отрицание штампа, жажда новизны, взрыва. «…Явление беса всегда означает ломку старых форм, неслыханную свежесть и полноту чувств, будто ракрылась роза или свершилось чудо» (Г. Лорка). Лучшие полотна молодых о современнике не обходятся без этой «изюминки». Страстный, волнующий, брызжущий дух новизны — нерв сегодняшности.
Художественный стоп-кадр жизни. Не толпа — общность людей, мгновение вечности. Все незнакомые, чужие и в то же время родня. Коллеги по жизни, сотоварищи по бытию, современники.
Т. АЛЕКСАНДРОВА