Головин Александр

Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — русский живописец, график, сценограф. Учился в Московском институте живописи, ваяния и зодчества. Главный художник императорских театров.

 

 

Автопортрет. 1919 год.

 

 

 

В идейно-художественном ключе решен «Автопортрет» 1919 года А. Головина. Здесь — та же тревожная настороженность, тот же напряженно-вопрошающий взгляд в будущее. В этом совершенно новом для себя полотне мастер отошел от излюбленной им прежде формы «театрального портрета». Былая эффектная витиеватость затейливых линий и узорных цветовых соотношений уступила место форме более сдержанной и обобщенной. Линии стали проще и энергичнее, живописные пятна приобрели весомость и лаконизм.

Словом, автопортрет поражает лапидарностью и суровостью живописного решения. Он мал по размеру, но очень внушителен. Вписанное в квадратный холст погрудное изображение стареющего, но все еще исполненного сильного творческого заряда художника воспринимается как фрагмент большого портрета в рост.

Девочка и фарфор. 1916 год.

 Известно, что Головин обычно уделял большое внимание своей внешности, вплоть до мельчайших деталей костюма, был ровен в обращении, подтянут, приветлив, обходителен, мягок. Однако наиболее проницательные из друзей художника видели и другого Головина — преображенного работой, когда вдруг исчезала мягкость выражения лица, глаза становились холодными и как бы пронизывающими модель. В рассматриваемом автопортрете перед нами именно такое состояние художника. Однако здесь не только верный и тонкий самоанализ ищущей творческой мысли, но и нечто большее — отражение сильных душевных переживаний человека, не успевшего еще найти себе достойного места в новой жизни. Об этом позволяет догадываться подчеркнуто строгое, пожалуй, даже хмурое лицо портретируемого, тяжелое выражение глаз из-под насупленных бровей, плотно сомкнутые губы, небрежно падающие на лоб волосы. Резкая очерченность силуэта фигуры, жесткая моделировка лица с затененное левой частью, чеканная лепка серебристых прядей волос усиливают напряженность образа. Его глубинный эмоциональный накал мастерски поддержан острым цветовым решением декоративного фона — малинового платка с огненно-красной бахромой (тут проявилось блестящее дарование Головина-декоратора), контрастирующего с болезненной бледностью лица портретируемого и в то же время вполне согласного с его тревожным состоянием.

Портрет монументален. И здесь немалую роль сыграло приобщение маститого художника к тому поиску крупномасштабных образов, созвучных революционной эпохе.

Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». 1901 год.   Москва. Большой театр.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары