Голиков Иван
Голиков Иван Иванович (1887-1937) — русский художник. Основатель артели художников-миниатюристов в Палехе.
Среди многочисленных изданий «Слова о полку Игореве» книга, вышедшая в 1934 году в издательстве «Academia», выделяется необычной декоративностью и праздничностью своего убранства. Ее оформление, выполненное Иваном Ивановичем Голиковым, одним из основателей Палехской артели древней живописи, объединившей в 1925 году бывших ремесленников-иконописцев, напоминает диковинные росписи ларцов, шкатулок, табакерок, которыми палешане прославились на весь мир.
Палех, наряду с двумя другими уголками Владимиро-Суздальской земли — Мстерой и Холуем, на протяжении почти трех столетий был одним из центров позднего иконописания. Здешние мастера снискали себе широкую известность искусством миниатюрного письма. Палехские иконы несли в себе традиции разных школ: и утонченное изящество строгановской манеры, и золотую ажурность образов московских придворных изографов, и жизнерадостность красочного искусства Поволжья.
В послереволюционные годы, на крутом перевале российской истории, древний иконописный промысел был уже обречен на умирание из-за отсутствия заказов, если бы такие мастера, как И. Голиков, И. Баканин, И. Вакуров, Н. Зиновьев, И. Маркичев и другие, не вдохнули в него новую жизнь.
Традиции древнего искусства нашли неожиданное развитие в образах, совершенно непривычных для палешан.
Под их кистью на разнообразных изделиях из папье-маше (опыт использования этого материала был заимствован у федоскинских мастеров) возникали теперь сцены из крестьянской жизни, воскресали эпизоды старой и новой истории, оживали герои произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Сюжеты подсказывала фантазия вчерашних ремесленников, ставших теперь художниками, и сама жизнь. На глазах зарождался новый самобытный пласт народного изобразительного творчества, сохранившего известную меру отвлеченности, присущей каноническому искусству,и в то же время впитавшего живые приметы времени, обогащенного свежими темами.
Мысль передать заказ на оформление «Слова» И. Голикову принадлежала А. М. Горькому. Писатель проявлял большой интерес к творчеству мастеров нового Палеха и считал И. Голикова самым талантливым из них. Работа над иллюстрациями к «Слову»-не первая встреча палехского художника с литературными произведениями. Ранее ему уже приходилось обращаться к пушкинским образам, а в 1932 году, перед тем как приступить к выполнению заказа издательства «Academia», И. Голиков закончил иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать». Однако теперь его задача была намного серьезней.
И. Голиков с большим увлечением и серьезностью принялся за работу: знакомился с собранием Государственного Исторического музея, сдотошностью исследователя изучал памятники культуры прошлого, стремясь проникнуться духом древности. Часами рассматривал листы древних рукописей с миниатюрами в фондах Библиотеки имени В. И. Ленина, постигая секреты мастерства создателей старых рукописных книг. Впечатления от увиденного откладывались в памяти и будили фантазию.
Требования полиграфического производства заставили серьезно подумать над техникой исполнения иллюстраций. Художник на этот раз решил отказаться от использования традиционной для современного Палеха основы из папье-маше и выполнил иллюстрации к «Слову» темперными красками на картоне и фанере, оклеенной бумагой.
Мастер трудился с большим напряжением сил, готовя различные варианты эскизов, отбирая самые удачные. За год с лишним И. Голиков подготовил целый ряд полосных иллюстраций, оформил переплет и форзац, выполнил заставки и концовки. Текст» Слова» от начала до конца был написан художником от руки.
Для полосных композиций И. Голиков, как правило, выбирал наиболее значительные эпизоды «Слова». Но картина, открывающая иллюстративный ряд книги и помещенная на фронтисписе, как бы вводит читателя в образный мир «Слова». Князь Игорь и Ярославна представлены здесь рядом с легендарным вещим Бояном, в облике древнего старца восседающим под сказочным древом. Тут же художник изображает мчащегося серого волка и парящего в небе сизого сокола-запоминающиеся поэтические образы литературного памятника.
Фронтиспис задуман как своеобразный зачин книги: пальцы Бояна вот-вот коснутся струн, и раздастся неторопливая музыка эпического повествования. Эта плавность и напевность подчеркивается округлостью линий, всем ритмическим ладом композиции.
Вводная композиция, пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует глубокую связь образного строя иллюстраций И. Голикова со стилистикой палехских икон. Игорь в доспехах и развевающемся плаще с длинным копьем в руке, сидящий на вздыбленном коне, заставляет вспомнить распространенное изображение Георгия Победоносца, пронизывающего дракона.
Величественный Боян напоминает нередко встречающиеся на иконах образы Бога Саваофа. Да и в облике Ярославны нельзя не заметить сходства с изображениями святых цариц, которых палехские иконописцы часто представляли в своих «Праздниках» и «Акафистах».
Художники нового Палеха были потомственными ремесленниками-иконописцами, за которыми стояли целые поколения мастеров. Однако их творческая фантазия, ограниченная строгостями канона, все же всегда находила необходимую форму для самовыражения: в динамике изображения, в высоком искусстве миниатюрного письма, многоцветье красочной палитры икон, их богатом орнаментальном убранстве, названном кем-то «дивным узорочьем».
Эти черты находим мы и в творчестве И. Голикова. Все богатство своей орнаментальной фантазии щедро использовал художник при оформлении переплета и форзаца. Форзац, сплошь испещренный ажурными узорами из причудливо извивающихся разноцветных стеблей, листьев и бутонов, отмечен особым великолепием. Глаз в первый момент воспринимает эту декоративную композицию как единый орнаментальный мотив и лишь постепенно различает в этих диковинных переплетениях миниатюрные фигурки скачущих всадников в доспехах, изображение Ярославны на фоне града, старца Бояна и другие мотивы «Слова», которые затем находят развитие в больших иллюстрациях. Сочетание растительного декора с фигурными изображениями используется художником и в заставках.
«Пленение Игоря» — одна из наиболее сильных иллюстраций И. Голикова к «Слову». Он работал над ней особенно тщательно. Известны многочисленные варианты этой композиции. Изображения всадников здесь более детализированы и легче вычленяются из общей массы благодаря крупному плану и виртуозному пластическому решению.
Отмечая своеобразие оформления И. Голиковым «Слова», нельзя не остановиться на проблеме соответствия изобразительного решения поэтике памятника древнерусской литературы.
Среди исследователей творчества И. Голикова существуют противоположные оценки его иллюстраций к «Слову» — от восторженных до резко отрицательных. Известный историк русского искусства М. А. Ильин считал, например, что метрика «Слова», его эпичность и образы несовместимы с декоративностью голиковской манеры как два разных художественных явления.
Действительно, чувство меры и вкус иногда изменяли И.Голикову. Так, сцена бегства Игоря из плена в излишне манерной трактовке художника более напоминает иллюстрацию к альковной истории. Несоответствием глубины переживаний героини пряничной нарядности архитектурного пейзажа грешит композиция «Плач Ярославны». Но бесспорно одно: Иван Голиков донес до нас свое собственное понимание «Слова», выразил его привычным для себя языком, с блеском и мастерством.
И надо полагать, что, если бы в наши дни издатели взяли на себя труд подготовить новый выпуск оформленной И. Голиковым книги, она так же быстро стала бы библиографической редкостью, как и 50 лет тому назад.
Фрагмент росписи подноса. 1926 год.
Шкатулка «Битва» 1928 год.
Выдающийся мастер советского декоративного искусства И. И. Голиков создал новую традицию лаковой миниатюры, перейдя от живописи на дереве к технике лаковой живописи на папье-маше. Работы Голикова впервые появились на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году. Состоя в артели художников-палешан, созданной в 1924 году, Иван Голиков выработал собственную живописную манеру, отличающуюся динамизмом выражения и неповторимой, утонченной лиричностью. Среди лучших и известнейших его работ — циклы «Тройка» и иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1934 г.).
В 1933 году И. И. Голиков был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР .
Слепой. Баул. 1926 год.
Шахматисты. Портсигар. 1924 год.
Девушки, провожающие всадников. Шкатулка. 1025 год.
Молотьба. Портсигар. 1924 год.
Куликовская битва. Портсигар. 1830 год.
Степан Разин. Шкатулка. 1924 год.