Коляда Сергей
Коляда Сергей Авксентьевич (1907-1996) — советский российский художник. Москвич. Учился в частной студии .
Встреча с подлинной архитектурой — это всегда встреча с культурой, с духовным миром предков. Архитектура — душа, образ. Образ детства, Родины.
Как-то в самолете довелось услышать радостное сообщение стюардессы: «Пролетаем город, который неузнаваемо изменился». Зачем же неузнаваемо? Не разрушить бы, не сломать звено, которое может быть безвозвратно утеряно. Об этом болит сегодня душа художника Сергея Авксентьевича Коляды. Представитель старшего поколения, ученик Н. П. Крымова, работающий в разных жанрах, он начал писать картины о старой Москве свыше 20 лет назад. Кирпичик к кирпичику сложилась серия, поэма о любимом городе.
Старая Москва. 1979 год.
Трёхпрудный переулок.
Швивая горка.
Радостное чувство овладело нами на выставке Коляды, когда мы разглядывали картину за картиной. Чем это вызвано? Отмечаешь необычность выставки. Здесь нет ансамблей архитектуры, нет отдельных памятников. Есть главное— образ Москвы. Двух-трехэтажная, с замысловатыми
переулками, тупичками. Каждый дом неповторим. Любовно, бережно и красиво написанные. Многого, увы, не сохранилось. Есть картины большой художественной ценности, например «Улица Кирова», да и другие.
Русская изба. Особняк А.А.Пороховщикова. Староконюшенный переулок.
Сретенка.
Со временем значение этого собрания будет возрастать, как одного из наиболее полных воспроизведений вот-вот готового исчезнуть, неповторимого образа старой Москвы. Москвы светлой, доброй, соразмерной человеку.
Денисовский переулок. 1984 год.
XIX век, детство, пережитые трагедии, вера в человеческое начало питали создание этих пейзажей-исповедей. Они очень разные: добродетели старой провинциальной Москвы и жесткость казарменных сооружений николаевского времени, и совершенно противоположна толпа на Кировской, из почти сегодняшней жизни. Серия получилась полифоничной по содержанию, в которой не меньше, чем дома говорят пустые мостовые…
Климентовский переулок. 1973 год.
Большая Ордынка, дом 55.
Художник делал историю зданий, а получилось поэтика непредсказуемого. Его руку вела жизнь со всеми ее перипетиями.
Уходит старая Москва. Уходит эпоха. Душа кричит, что культура без прошлого пуста.
Виктор КУДРИН, Юрий ЗЛОТНИКОВ, художники