Илтнер Эдгар
Илтнер Эдгар Карлович (1925-1983) — советский латышский художник
Пахари
А может быть, это поэты взяли в руки кисти?
Или музыканты решили передать на полотне веселую перекличку портовых кранов, уходящих кораблей, и говор чаек, и шум моря?
Точно живопись для них — только радость, игра, забава… И они, взрослые, солидные люди, вдруг взявшись за руки, захотели нас, зрителей, вовлечь в этот хоровод — впечатлений, воспоминаний, раздумий.
Время покоса.
«Солнце дает людям жизнь, поэтому я пишу солнце. В искусстве я люблю внешнюю гармонию и внутреннюю динамику, движение»
Так написал о себе Лаимдот Мурниек, чьи пейзажи — «Зимний день», «Ранняя весна», «Город у янтарного моря», «Осень» — как яркое и ликующее празднество входят в вашу душу и жизнь…
Латышские художники — как любимые дети в семье. Это ощущается сразу же, как только вы вступаете в отведенные им залы Дома художника на Крымской набережной. Есть среди них и строгие реалисты и дерзкие экспериментаторы, есть утонченные лирики и волшебники цвета, темпераментные жанристы и изысканные приверженцы натюрморта. Все они — десять латышских художников, представляющих современную живопись Латвии, — именуются средним поколением. Впервые они стали выставляться в пятидесятых годах, но не случаен их союз, все они по-прежнему сохранили юношескую жажду познания мира и самовыражения в собственной, только им присущей манере.
Хозяева земли
Но есть среди них художник, который, кажется, не желает знать ни границ жанра, ни верности собственной манере, он все время пробует, ищет, возвращается к найденному и отвергает достигнутое. «Война закончена», «Счастье приходит в дом», «Колодцы» (из цикла Процессы на земле») — какие различные грани таланта Оярса Аболса!
«Если деревья и камни рассказывают о чем-то, если даже тишина может говорить, а картина может сказать человеку гораздо больше. Язык картины — это язык человека. Может быть, это философы взяли в руки кисти?
Каждый раз, когда суматошная нарядность вернисажа сменяется гулкой тишиной, и я одна прохожу по пустынным залам, и медленно подхожу к каждой картине, мне всегда очень хочется, чтобы произошло чудо- и однажды утром
художник получит письмо-приглашение. В новый ли город, в районный центр, в Дом культуры. Приглашение приехать с выставкой.
И тогда пронзительная, тревожная счастливая мелодия его картин властно и осторожно прикоснется к вашим сердцам.
И вы полюбите их землю, познакомившись с картинами.