Иванов Анатолий
1. Расскажите, пожалуйста, в чем Ваше творческое кредо, каковы убеждения?
Мастерская.
Художник, который обладает своим миром и некоторым запасом мыслей, неразрывно связан с прошлым, живет в настоящем и устремлен в будущее. Отсюда тоска по прошлому, томление в настоящем и мистические мечты о будущем. Мое искусство —это восторженные размышления о том, где мы были, где находимся сейчас и где мы окажемся в будущем. Десять лет отделяют нас от третьего тысячелетия, и я одержим идеей, что мое творчество даст возможность поразмышлять людям в будущем. Картина, не освященная мыслью, есть пустота, но и без гармонии красоты она также пуста. Я упрямо продолжаю верить, что «красота спасет мир!».
Жизнь
2. Живя в Америке, Вы продолжаете считать себя русским художником?
Генетически и по характеру своему я, конечно, могу быть только русским. Я, наверное, всегда был и буду эмигрантом в Америке, но я считаю, что настоящий художник выше национального искусства в общепринятом смысле. Путь художника-это путь постоянного самосовершенствования, мистического движения к Абсолюту, к Богу, творчество должно быть озарением, молитвой. Я считаю себя художником мира, одинаково понятным всем людям.
3. Почему Вы уехали нз СССР? Как Вы живете в Америке?
Сказать, что я однажды, такого-то числа и месяца, проснулся и решил эмигрировать, будет слишком литературно. На самом деле я до сих пор не могу ответить на этот вопрос однозначно. Все складывалось из очень многих причин, не последней из которых было возмущение и отчаяние от окружавшей меня советской действительности 1979 года. Принятое решение было и остается для меня лично очень трагичным.
Вот уже почти двенадцать лет я живу в Нью-Джерси. У меня есть дом, сад, удобная мастерская. Мой ежедневный распорядок таков — встаю в пять утра, еду в мастерскую и работаю до часу дня, отдыхаю часик, копаюсь в саду и опять в мастерскую до девяти вечера. Потом мы с женой слушаем музыку, смотрим по телевизору последние новости и читаем. Кстати, в Америке у меня огромная библиотека мировой и русской классики, под рукой всегда мой любимый писатель Федор Михайлович Достоевский. Недавно выписал по почте «Историю государства Российского» Карамзина. Так что день полностью состоит из работы и чтения —можно сказать, что моя жизнь —это и есть работа. За десять лет я написал более ста сорока картин, сделал иллюстрации к нескольким книгам. В году я позволяю себе не более четырнадцати дней отдыха, и эти дни мы обычно проводим в музеях Италии, Испании, Голландии. Это дает мне новые силы. Об этих музеях и картинах великих мастеров прошлого можно говорить бесконечно, это колоссальные ощущения!
4. Как относятся американцы к Вашему творчеству?
Прежде всего я не отношу себя к «коммерческим» художникам. К счастью, в Америке есть люди, которые, покупая картину, не «вкладывают» деньги в выгодное предприятие, а руководствуются при этом эстетическими принципами. Проживая в нашем сегодняшнем, достаточно уродливом, апокалипсическом мире, они хотят видеть ту красоту, которую в состоянии им дать только художник. Мои картины не для галерей, мои картины должны висеть на теплой домашней стене.
Икар.
Как Вы относитесь к переменам на Родине? Что бы Вы хотели сказать советскому читателю?
Я оголтелый и очень упрямый оптимист! Я уверен, что грядет новое Русское Возрождение! Для этого надо прежде всего поверить в себя, не возлагая особых надежд на американцев или японцев. Найти свой путь, основанный на вере в свои силы, в свою работоспособность,—вот, пожалуй, главное. И этот путь не за горами. Не может одна шестая часть мира находиться в состоянии упадка, искусственно отделяя себя от прекрасного, гордого, целеустремленного человечества.
Птичка.
Я очень благодарен популярному журналу «Литературная учеба», который дает мне уникальную возможность выйти на миллионную аудиторию. Надеюсь, что мое творчество вызовет интерес. Жаль только, что в журнальных репродукциях неизбежно будут утрачены детали, которые очень важны при восприятии моих картин. Картина—это диалог художника с холстом, в основе которого лежат оптимизм и доброта, к которым я призываю всех глядящих на мои работы.
Беседу вел Д.Дурасов