Курнин Георгий
Курнин Георгий Иванович (1915) — советский художник-фантаст.
Космические исследования, новые материалы Вселенной, полеты космических кораблей, создание лабораторий на орбите, личное общение с космонавтами — все это расковало воображение художников. Они начали все чаще посвящать свои произведения освоению Вселенной. Некоторые художники вообще посвятили свою творческую деятельность только космической тематике. Так родилось новое направление живописи.
Воображение — вот главная сила их произведений. Масштаб этой силы весьма различен. Иногда эта сила направила кисть мастера на изображение фантастических замыслов: звездолетов, иногда целых звездных городов, созданных на орбите,— мечта о далеком будущем. Город рассчитан на сотни тысяч человек. В гигантском цилиндре города жилые помещения, зеленые рощи, ручьи и холмы, озера, дороги и лужайки. Искусственная тяжесть воссоздается вращением цилиндра вокруг центральной оси. Потому-то все невесомые на орбите предметы как бы прилипают к внутренней части города-цилиндра.
Космический пейзаж.
Но все эти звездные конструкции должны быть отнесены к далеким временам. Мы не знаем, будут ли они когда-нибудь таковыми. Поэтому большинство космических художников обращаются чаще всего к пейзажу воображаемых планет. И опять-таки мы не в состоянии сказать: а совпадут ли эти удивительные ландшафты с действительностью? Она проявится, когда мы посетим эти и выдуманные планеты.
Но сегодня уже существуют произведения, о которых можно сказать: да, так будет реально выглядеть этот космический пейзаж!
Однако начнем по порядку.
Я познакомился с этим удивительным художником лет двадцать пять тому назад.
— Будете в Сочи, обязательно зайдите к Курнину,— посоветовал мне космонавт Виталий Иванович Севастьянов,— Это замечательный космический художник. Он не только энтузиаст — он человек одержимый. Практически при нищей жизни, которую он ведет, он рисует гигантские по размеру полотна. Такое по плечу лишь очень состоятельному мастеру. А тут, видимо, вся жизнь брошена на жертвенник искусства.
Я знал, что Виталий Иванович, в прошлом сочинец, своим авторитетом помогает художнику, поэтому перехвалить его в’ этих условиях было бы естественно.
Но то, что я позже увидел в крошечной квартирке в стареньком сочинском доме, потрясло меня. Художник разматывал у меня перед глазами огромные, свернутые в трубку полотна. Это были фантастические картины — пейзажи несуществующих планет. Ледяные ландшафты во всю стену. Раскаленные потоки стекающей лавы заполняли всю комнату. Кипящие озера дымились между базальтовых скал. Двойные луны маячили у горизонта. Космические экспедиции бродили в багровых пустынях.
Экспедиция на планете.
— Откуда у вас такое видение? — потрясенный, спросил я художника.
— Пусть все это я воображаю,— ответил он.— Но я убежден, что именно так и должно быть на других планетах. Как только я начинаю писать очередную картину, я уже целиком вижу ее перед своими глазами.
Курнин рассказал мне, что живет он в этой квартире — мастерской — вдвоем с сестрой. Работает много. Картин не продает. Бережет для коллекции. Живет очень трудно.
В Союз художников Курнина не принимают — тематика не та.
Художник был прав — фантастической живописью в те годы никто не интересовался. Большие картины журнала не репродуцировали, галереи не принимали. На кого же работает художник? Георгий Курнин существовал как феномен-одиночка. И только фантастическая одержимость поддерживала его духовно.
Но, увы, недолго. Вскоре он скончался, так и не закончив своего гигантского цикла космических картин.
Василий Захарченко. Журнал «ЧиП».