Кристо

Кристо (Христо Явашев) (1935) — американский скульптор болгарского происхождения. Учился в Софийской Академии художеств. С 1964 года живёт в Нью-Йорке.

В субботу в Центральном парке Нью-Йорка стартовал крупнейший публичный художественный проект в истории города —

кристо33

«Ворота». Авторы — знаменитые супруги Кристо и Жан-Клод.

Инсталляция «Ворота, Центральный парк, 1979-2005» представляет собой 7,5 тыс. рам высотой около 5 м со свисающими с них оранжевыми шелковыми полотнищами. В аллеях Центрального парка они образуют галереи общей протяженностью 37 км, которые авторы назвали «визуальной золотой рекой». В установке конструкций участвовали около 600 добровольцев, среди которых были и такие известные в Америке люди, как например, бывший губернатор штата Техас Энн Ричарде. На церемонии открытия инсталляции мэр Нью-Йорка Майкл Брумберг заявил: «Это действительно то, что полагается делать новому, провокационному искусству».

«Не могу обещать, что „Ворота» всем понравятся, ведь это Нью-Йорк, но гарантирую, что о них будут говорить»,— пообещал  он. Энтузиазм мэра легко объясним — власти рассчитывают получить около S80 млн в городскую казну за счет ожидаемого в связи с проектом туристического бума.

Американские художники-супруги Кристо и Жан-Клод родились в один день — 13 июня 1935 года. Кристо Явачев родом из Болгарии, из Габрово, а Жан-Клод Дена де Гийебон родилась во французской семье в Касабланке, Марокко. Они познакомились в Париже в 1958 году, их сыну уже 44 года. Кристо и Жан-Клод известны в первую очередь своими грандиозными инсталляциями — «упаковками» природных объектов и городских памятников. На их счету — завернутые в полиэтилен, как продукты в супермаркете, горные хребты и островные архипелаги, мосты (как парижский Понт-Неф) и здания.

кристо22

Самым знаменитым их проектом до последнего времени был «упакованный» в 1995 году в серебристую ткань берлинский Рейхстаг. Художественный аттракцион, продолжавшийся несколько месяцев, пока Рейхстаг не начали реконструировать, собрал толпы туристов со всего мира и попал в исторические анналы как один из главных символов нового, объединенного Берлина.

«Ворота» — первый крупный проект Кристо и Жан-Клод в Нью-Йорке. Он был задуман еще 26 лет назад, а на его воплощение ушло около 93 тыс. кв. м ткани и 5,3 тыс. тонн стали. Стоимость проекта оценивается в $21 млн, которые Кристо иЖан-Клод оплатили из собственного кармана.

Накануне открытия случился скандал: на пресс-конференции в музее Metropolitan Кристо выступил с заявлениями, что глубоко возмущен тем, как американская пресса игнорирует его жену Жан-Клод, забывая упомянуть ее как полноценного соавтора. Он .объяснил журналистам, что давно они решили, что одно имя Кристо будет легче запомнить, чем два, и долгое время Жан-Клод фигурировала как менеджер, арт-дилер, координатор и организатор его акций. Но в 1994 году пара, по словам художника, «достаточно созрела, чтобы сказать правду». Однако новый двойной брэнд пока приживается плохо. Даже в феминистической Америке.

Свободно свисающие оранжевые полотнища, колеблемые ветром, создают необычное зрелище, напоминающее всполохи закатного солнца. Авторы утверждают, что никакого глубокого смысла в их новом проекте нет, он просто выражает их желание принести людям радость. «Временность проекта — это эстетическое решение, потому что мы хотели придать ему свойства любви и нежности, обычно зарезервированные для вещей, которые не продолжаются долго,— детства, опавших листьев»,— объяснила замысел Жан-Клод. А ее муж добавил: «Это реальное, физическое пространство. Здесь не нужно говорить. Вы просто проводите здесь время, вы здесь живете».

Оранжевые арки простоят в Центральном парке до 28 февраля.

АННА ВОЛКОВА

 

К своему 40-летию в 1996 году Фонд «Уорлд пресс-фото» (т.е. фотографий мировой печати) выпустил альбом 193 избранных работ всех своих выставок за 4 десятилетия. Фонд был учрежден с целью поощрения чернорабочих прессы — газетных и журнальных фоторепортеров за их вклад в развитие фотожурналистики.

Советские мастера стали посылать свои работы на конкурсы
УПФ только в начале 60-х, а до этого боялись. Им сопутствовал успех. Был, например, призером УПФ наш Виктор Ахломов, приглашен в жюри очередного конкурса известинец Алексей Годунов.

Юбилейному альбому составители предпослали эпиграф из книги «Слова» Ж.-П. Сартра: «Культура ничего и никого не спасает и не оправдывает. Но она -продукт человека: он выражает себя ее посредством. Это единственное критическое зеркало, которое показывает человеку его же образ». Альбом назван «Критическое зеркало», с целью подчеркнуть некий общий критерий отбора фондом фотографий, свойственный, впрочем, всей независимой журналистике.

Воспроизводим из юбилейного альбома снимок Вольфганга Кумма из Германии, датированный июнем-95. На нем — обернутое тканью здание берлинского рейхстага. Эту акцию, собравшую в Берлин больше 5 млн. туристов, осуществили художник Кристо и его жена, Кристо вкладывал в нее смысл объединения и примирения Запада и Востока.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта