Клейнер Илья

 

клейнер44

 

Клейнер Илья Александрович (1938) — художник, монументалист, искусствовед. Москвич.  Живёт и работает в Германии.

 

 

 

Стою я в соборе Павла и Бориса в Рязани и расписываю лик. Одна моя голова видна в полумраке; сзади— «царские врата», спереди — таинственный полумрак, потрескивают свечи и паникадила, в тишине храма монотонно звучит голос дьяка: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» (У меня к этому времени отросла большая борода, длинные волосы спускались до плеч. Чтобы пот не заливал глаза, я лоб повязал золотистой тесьмой.)

клейнер66

Иисус Христос.

клейнер88

Купола.

клейнер121

Ангел над городом.

Так вот. задумался я над ликом, забыв о времени. Вдруг ощущаю боковым зрением какое-то движение сбоку от себя. О, Боже! Старушки-богомолки кладут на меня крестные знамения. Подумалось, что праведный мой богомазов труд освящается крестным знамением. Приятно на душе, но и тревожные мысли стали закрадываться. Стою ни жив ни мертв, боюсь пошевелиться. А друзья-товарищи шепчут снизу: «Илья, спускайся. Пойдем перекурим» (последние слова о перекуре слышны только мне, ибо в храме произносить их запрещено).

Бабки же слышат только: «Илья, спускайся».

Медленно, не поворачивая головы, тихо сползаю за придел. Бабки так и повалились на пол. Еще бы! На их глазах новая икона вдруг ожила и тут же исчезла. А я «задами», на четвереньках — к своим хохочущим друзьям на перекур. Так еще при жизни невольно получил освящение крестным знамением. Как говорится, — надо отрабатывать.

Его имя многим неизвестно, Илья Клейнер? Кто это?

«Сотбис» предлагает его полотна на аукционах.

 

Последняя выставка его работ в Центральном Доме литераторов длилась- всего лишь три часа. Чтобы остаться на большее время, надо выстаивать в полугодовой очереди.

Костаки вряд ли купил бы его работы, если бы не было в них нечто.

Недавно один заокеанский покупатель предложил за «Окна перестройки» — большое многофигурное панно— тридцать тысяч долларов. Художник отказался.

Работы Ильи Александровича находятся в разных странах. Один только Карл Влчек из Мюнхена в своей галерее имеет их более полусотни.

Наши музеи пока молчат. Нет денег? Пожалуйста, он подарит. Только чуточку будьте повнимательнее.

Впрочем, тысячи людей могут видеть монументальные работы, в создании которых он принимал участие: мозаичные панно по зданию библиотеки Мединститута в Москве, в Хаммеровском центре международной торговли, в плавательном бассейне Олимпийского комплекса, в Ташкенте, цветной витраж в Институте океанологии, авторские работы в Подмосковье, в Торопце, в Сочи…

Широта творческих возможностей Клейнера удивляет: психологический портрет, натюрморты, пейзажи, жанровая живопись, космическая тематика, соцарт, загадочные метаморфозы декоративных панно, «чистая» форма, религиозно-мистические притчи. Он пишет стихи, прозу. Так и осталась неопубликованной его философская диссертация о категории безобразного в искусстве.

Сейчас мастер пытается найти более выразительные пластические приемы, вводя в иллюзорное трехмерное пространство рельефные объемы.

Психологизм, тончайший колористический вкус, удивительная светоносность изображения в сочетании с высоким профессионализмом определяют его живописный мир.

…Родился Илья в 1938 году в городе Рубежное на Украине. Родители — служащие. Жизнь бедная. Небольшая квартира получена семьей лишь после войны. Драники на солидоле — основная еда. Белый хлеб впервые отведал в 1948 году. Близкие друзья родителей советовали отдать Илью и его брата Рафаэля в детский дом, чтобы они не умерли с голоду.

Среднюю школу окончил поздно при весьма драматических обстоятельствах, ибо заболел междумышечной флегмоной. Затем — поражение надкостницы. В последующие годы перенес семнадцать операций. Экзамены в школе сдавал на костылях… Больного спас пенициллин, доступный в те годы немногим. Мама в очередной раз срезала свои волосы, продала и на вырученные деньги добывала для сына чудодейственную плесень. Каждая ампула— пятьсот рублей.

К андерграунду он не имел и не имеет никакого отношения, но за две-три работы, написанные в «доперестроечные» времена, его могли бы упечь куда-нибудь за Урал. Впрочем, он там уже побывал. Его действительно туда упекли. Было так. В комнате, которую он снимал у сердобольных людей, с потолка, как некий вызов, смотрела на входящих «Женщина в белом» Пабло Пикассо. Однажды пришли «гости» из местного КГБ. Перевернули дом, искали компромат. Точнее, делали вид, что искали, ибо он смотрел на них с потолка. Илья не знал, что человек, которого он приютил у себя (кстати, ныне известный в Нижнем Новгороде доктор философских наук),— сексот, а- «Женщина в белом» — лишь повод для обыска. Илью хотели напугать, сломать как непокорного, как «инакомыслящего». К тому же он был сыном «врага народа». Началась травля. За любовь к стихам Верлена его в печати назвали декадентом. Перед ним закрыли двери местного телевидения, редакций. Круг сужался. Началась нервная депрессия.

По совету своего учителя и старшего друга профессора В. М. Блюменфельда Илья убегает в тайгу. Там, в лесной глухомани, рядом с колониями бывших сталинских зеков, он работает воспитателем в детском доме.

Когда наступило либеральное десятилетие Хрущева, он, будучи еще студентом, жадно потянулся к книгам. Но где достать деньги? Осенило! В доме появились Камю, Кафка, Сартр, Бердяев, Соловьев, «История импрессионизма», альбомы с репродукциями Сезанна, Ван Гога, Пикассо. Наполнявшиеся полки насторожили маму. Открывает она альбом Тулуз Лотрека, а на титульном листе надпись: «В день рождения Илье от его друзей». Открывает другую книгу, а там — то же самое. В один год у Ильи выходило по пятнадцати дней рождения. Кто-то из сердобольных друзей поделился с мамой секретом: ее сын сдает кровь на донорском пункте, а на вырученные деньги сам себе дарит книги.

1968 год. Новосибирский академгородок. Попытка инсценировать прозу А. Солженицына. Глухое молчание со стороны официальных кругов. Знакомство с Александром Галичем, участником первого Всесоюзного съезда бардов. Весной этого года был/ одним из организаторов знаменитой первой посмертной выставки гениального русского художника Павла Филонова, на которой экспонировалось около 300 живописных работ. Тиражом в триста экземпляров издали каталог о жизни и творчестве основоположника «аналитического метода». Каталог сразу же стал бестселлером. Илья публикует статью «Мир Павла Филонова». Теплые слова признательности сестры художника Евдокии Николаевны Глебовой стали ему лучшей наградой. Он побывал у нее в Ленинграде на Невском, где прочел рукописные главы будущей монографии о Павле Филонове. В знак признательности Евдокия Николаевна преподнесла ему в дар одну из работ художника, от которой он отказался, сославшись на слова маэстро: «Все свои работы я завещаю русскому пролетариату».

клейнер55

Памяти Шагала.

Почти случайное знакомство с Марком Шагалом в дни единственного приезда в Москву в 1973 году перевернуло всю его жизнь, разделив ее как бы надвое. Посмотрев работы Ильи, Марк Захарович сказал: «Вы художник. Мы оба с вами химики, ибо наша краска вытекает из сердца».

Целый вечер провел. Илья у Шагала в номере гостиницы «Москва». А потом великий маэстро посетил скромную обитель начинающего живописца. Он пришел с подарком, подарив Клейнеру одну из своих работ.

клейнер131

Фантазия.

«В творчестве Ильи Клейнера мне более близки классические темы: материнства, мудрости, чистоты, Здесь, по-моему, художник достигает наибольшей глубины, здесь он приближается к пониманию сущности человека…» Фазиль Искандер.

Классические темы? Вот они: «Пушкин и Натали», «Ночь перед дуэлью», «Достоевский и Неточка». «Портрет матери», «Брат Рафаэль Клейнер»… В них— время, история, людские судьбы.

А в этих: «Страна победившего «социализма», «Град обреченный», «Окна России», «Великий архитектор», «Дебилдонцы»? В них — трагедия времени, истории, людских судеб.

клейнер77

Дебилдонцы.

клейнер111

Домино в городе.

                                                                                                                                                   клейнер99

                                                                                                                    Сибирские чудаки.

клейнер151

Еврейская свадьба.

Лет пять назад получил заказ на авторское исполнение архитектурно-пространственной композиции в одном из детских парков Подмосковья. Вместе с архитектором А. Фонотовым разработал комплекс малых форм и декоративных композиций. Работа не завершена. Осуществлен лишь замысел— подпорная стена— в рельефе. Почему?

— Я понял, что нельзя вторгаться стальными гусеницами трактора и бульдозера в исторически сложившийся ландшафт, нельзя перерывать подземные ручейки железобетонными гидрологическими сооружениями, нельзя рубить деревца, на которых шумит листва и поют птицы. Я рад, что моя работа не завершена. Я рад, что «мертвая» красота камня и металла не убила живую красоту природы.

Феликс Медведев

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары