Китаева Елена
Китаева Елена Николаевна (1960) — российский художник-дизайнер.
Елена Китаева известна прежде всего как главный дизайнер телеканала «Культура» впрочем, занятия дизайном не мешают ей хотя и редко, но вполне убедительно выступать в качестве художника. В 1990-е годы, когда Китаева занималась дизайном авангардного «Художественного журнала» — первого отечественного издания, посвященного современному искусству, — ее выставочные проекты были связаны с медийными, почти социологическими сюжетами — как, например, созданный в соавторстве с Леонидом Парфеновым и Маратом Ульманом проект «Новые русские деньги» 1997 года. В последнее же время Елена Китаева на выставочных площадках представляет искусство формалистическое до академизма, хотя источником вдохновения для нее служит исторический авангард. «Завтрак, обед, ужин», как и предыдущая выставка художницы, состоявшаяся несколько лет назад в галерее «АРТСтрелка-Projects», отсылает к эстетике 1910 — 1920-х годов — русскому супрематизму и конструктивизму и, причем даже в большей степени, к немецкому Баухаузу, что вполне закономерно: именно от этих направлений ведет свое происхождение современный дизайн. Впрочем, Елена Китаева создает не абстрактные штудии про цвет, линии и плоскости, а скульптурные композиции, представляющие пусть и крайне стилизованные, но человеческие фигуры, напоминающие персонажей позднего Малевича, героев спектаклей баухаузовского режиссера и балетмейстера Оскара Шлеммера, превращавшего своих актеров в танцующие скульптуры, а также, по признанию самой художницы, манекеноподобные фигуры с полотен Джорджо Де Кирико, итальянского метафизика и предшественника сюрреализма. Причудливые создания умножаются с каждой новой трапезой — их трое за завтраком, девять — за обедом и двенадцать — за ужином, — заполняя всю галерею эффектной красно-черной «массовкой’.’ Для русского супрематизма, в своей метафизичности не слишком заботящегося о выверенности материального воплощения, эти импозантные фигуры, созданные из пластика, выглядят чересчур промышленно безупречными, чересчур дизайнерскими. Величавые, созданные из эффектного нагромождения и объемов бюсты Елены Китаевой слегка напоминают также работавшего с эстетикой русского авангарда соц-артиста Бориса Орлова. Только Елена Китаева не занимается ни апологией, ни критикой, ни мифологизацией избранного ею для подражания исторического стиля. Авангард у нее не связан ни с революцией, ни с имперским большим стилем, за ее фигурами уже не стоят ни утопия, ни ее крах. «Завтрак, обед, ужин» — вообще выставка не о чем-то, а чего-то: базовых цветов и геометрических форм, которые, как оказывается, и сегодня можно с увлечением компоновать в новых сочетаниях, не подводя под это никакой концептуальной базы.
Ирина КУЛИК