Куц Николай
Куц Николай Константинович (1936-2005) — русский советский художник. Окончил Московское художественно-графическое педагогическое училище.
Недавно в Москве, в Зарядье, в выставочном зале Всероссийского общества охраны памятников, с успехом были показаны работы загорского живописца Николая Куца.
Художник любит портрет в живописи и скульптуре, с удовольствием пишет интерьеры, сочные натюрморты. Есть у него монументальные росписи и тематические картины, но все-таки любимый его жанр — пейзаж, связанный с архитектурой, именно здесь полнее всего раскрылось дарование художника.
Коровин Константин говорил, что нельзя писать пейзаж просто тан, без цели, в нем должна быть история души. Художник Куц верно следует этому совету большого мастера.
Багряная осень.
Он стремится, чтобы каждая новая его работа была не репортажем о том или ином городе, а своего рода поэтическим откровением. «Багряная осень», «Сумерки», «Последний снег» — во всех этих произведениях есть памятники архитектуры, достопримечательности древних городов. Но главное для художника — в первую очередь передать состояние природы, свое отношение к увиденному, а не просто назвать место, где он работал.
Весна на реке Трубеж.
В творчестве Николая Куца можно выделить два основных этапа. Первый связан с Переславлем-Залесским, второй — с Загорском. Лучшие работы первого периода — «Апрель в Ростове», «Переславль», «Ранняя весна», «Трубеж с земляного вала», «Золотой вечер»— покоряют зрителя взволнованной искренностью, ощущением радости жизни, темпераментностью письма. Большинство из них выполнены в один-два сеанса.
Март.
После переезда в 1970 году в Загорск художник не сразу начал писать картины о новом для него городе: в него еще надо было вжиться, изучить, почувствовать, он должен был войти в мечту художника. Для этого требовалось время. А пока живописец все больше и больше думает о Переславле, Ростове. Рождаются новые поэтические образы, навеянные воспоминаниями об этих древних городах. Отрешившись от мелких деталей, художник пишет картины, где реальное и сочиненное соседствуют, дополняя, развивая и обогащая друг друга. Объемы, пластика, колористическое решение холста — все подчинено общей идее и отражению того настроения, которое владело художником в момент написания картины. Н. Куц — человек искренний. Поэтому естественно, что личные переживания вплавлены в лучшие его картины.
Мой дом.
Благотворное влияние на художника оказывает тот творческий микроклимат, который сложился в загорской мастерской Художественного фонда РСФСР, где он сейчас работает. Традиции местных художников уходят в глубь веков. Некоторые из них ведут свою художественную династию чуть ли не с XVII века. В своих поисках Н. Куц опирается и на достижения древнерусских мастеров, ему близки и многие современные советские художники.
Так же, как в свое время Переславль, древний Загорск стал для Николая Куца родным городом. Архитектурный ансамбль Лавры, памятники старинного зодчества часто встречаются в его работах. Однако художник остался верен себе. Архитектурный пейзаж — это лишь фон, активная среда, в которой разворачиваются события. Чаще всего он пишет полюбившуюся ему Пушкарскую слободу, где теперь живет, ее обитателей, которых хорошо знает и любит. Почти во всех картинах присутствуют люди. И главное, зритель всегда .чувствует незримое присутствие автора. Он согревает теплом сердца все то, о чем пишет, вкладывая в каждую работу частицу самого себя.
К Николаю Куцу пришла творческая зрелость. Об этом свидетельствуют работы последних лет — «Мой дом», «Вечер», «Весна на реке Трубеж», «Рыбацкая слобода», «Портрет Лены», «Март»… Каждая картина — плод серьезных раздумий о жизни. Теперь художник не торопится быстро закончить работу, чтобы взяться за новый холст. Даже когда картина вроде бы уже готова, он по прошествии времени что-то дописывает в ней, усиливает эмоциональное звучание. Рисунок, пластика, ритм, музыка цвета — все говорит о яркой индивидуальности мастера, работающего в традициях русской реалистической живописи.
Хочется верить, что искусство Николая Куца найдет своего большого зрителя.
Владимир ДЕСЯТНИКОВ