Киселёва Татьяна
Киселёва Татьяна Витальевна (1959) — русская советская художница из Сергиева Посада. Родом из Загорска.
Художница из Сергиева Посада Татьяна Киселёва проиллюстрировала более девяти десятков книг, которые моментально стали раритетами. Одна из последних — «Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой. Это название подошло бы ко всему творчеству художницы.
Её работы — пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, — говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины.
Земляк Татьяны Киселёвой, известный поэт Владимир Сосин, безвременно ушедший из жизни, книги которого иллюстрировала художница, будто о ней написал:
Ладом чудесных гармоний влеком,
Звуком высоких небес очарован,
ангел проводит по скрипке смычком…
«Зимние грёзы». Дом-музей Чайковского в Клину.
Книжная графика — любимый жанр Татьяны Киселёвой. Осваивать его она начала чуть ли не с пелёнок: ещё букв не выучила, а уже ко всем книжкам, которые читали ей родители, делала на листах бумаги карандашные рисунки.
Очень важно, какие тебе в детстве читают книжки. Татьяна росла в интеллигентной семье: папа, филолог с университетским образованием, был известным в Сергиевом Посаде учителем русского языка и литературы, неутомимым пропагандистом отечественной словесности, мама работала заведующей книжным отделом в «Мособлкниге». Авторитет русской классики был столь высок в семье, что родители даже дали дочерям «пушкинские» имена: Татьяна и Ольга.
Окончив школу, Татьяна не раздумывала о выборе профессии: она знала, кем хочет стать, и поступила на художественное отделение техникума игрушки (теперь это Российский художественно-технический колледж игрушки). А по окончании целый год работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. Ею было создано десять образцов игрушек, которые оценивались экспертами НИИ по высшей категории, рекомендовались к серийному производству и поступали в продажу.
Затем она поступила в знаменитую Строгановку (теперь это Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Е. Строганова) на отделение графики, где под руководством Софьи Родионовой её яркий талант получил великолепную огранку. Художник-педагог Родионова была ученицей самого Владимира Андреевича Фаворского — выдающегося художника книги, крупнейшего мастера советского изобразительного искусства, родоначальника московской школы графики; он, кстати, тоже жил в Сергиевом Посаде. Татьяна Киселёва окончила вуз с красным дипломом. Её дипломная работа — серия линогравюр — была посвящена основателю первого в нашей стране Музея игрушки, талантливому художнику, учёному и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.
Татьяна Киселёва — член Союза художников России с 1993 гола — работает в разных жанрах, но главным образом как книжный рафик. «Православный букварь» с её рисунками вошёл в список ста лучших книг Московской международной книжной ярмарки 2008 года. Её произведения хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и частных собраниях. Говоря о книге, Татьяна Киселёва высказывает убеждение, что художник является в такой же мере её автором (книги), как и писатель. От того, как она оформлена, зависит и читательское впечатление. Как говорится, книгу по обложке встречают…
Работы Татьяны Киселёвой пронизаны солнцем и добротой. Видимо, это востребовано людьми, на которого наступают столь модные сейчас уроды и монстры. Недаром книги Татьяны Киселёвой не залёживаются на прилавках например, большой успех имела «Хрестоматия для детей».
Говоря об этой работе, художница рассказывает: «Нам захотелось восстановить книгу известной дореволюционной детской писательницы Клавдии Лукашевич «Первое словечко», которая легла в основу «Хрестоматии для детей». Книга хранится в единственном экземпляре в Ленинской библиотеке. Какой-то ребёнок цветными карандашами раскрасил в ней чёрно-белые иллюстрации, многое нужно было восстанавливать, а некоторые невосстановимые рисунки мне пришлось рисовать заново».
Татьяна Киселёва прекрасно владеет компьютерной графикой. Оформленный ею сайт Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры отмечен дипломом за первое место среди православных сайтов. Но в оформлении книг компьютерными технологиями она не пользуется.
— Мне не нравится, когда книжная графика становится полностью компьютерной, — поясняет художница. — Всё-таки книга, по моему мнению, должна быть рукотворной.
Татьяна Киселёва тонко чувствует поэзию, поэтому так гармонично её сотрудничество с авторами поэтических сборников. Недаром именно она стала автором графического символа поэтического конкурса «Посадская лира», который ежегодно проводится в районе. А вот как выразила своё восхищение иллюстрациями Татьяны Киселёвой к книге её стихов поэтесса Лидия Динулова:
…На гравюрах, представленных в книжке,
Оживает посадский уют.
Переулки, заборы, домишки,
Над сугробами птицы снуют…
Ты смогла в чёрно-белой гравюре
Рассказать о войне, о былом.
Сколько скорби в поникшей фигуре,
Сколько веры в лице молодом.
И как будто нечаянно вышел
В безыскусной своей наготе
Тот дымок над заснеженной крышей
Белый-белый на белом листе…
Про Татьяну Киселёву говорят, что она способна «очеловечить» даже официальные работы. Ей нередко приходится работать по заказам муниципальной администрации. Она ежегодно оформляет грамоты и поздравительные письма Патриарху на Троицу, каждый раз выполняя их по-новому, разрабатывает грамоты для почётных граждан района, поздравительные адреса юбилярам. Например, когда делала поздравительный адрес депутату Московской областной думы, курирующему Сергиево-Посадский район, народному артисту СССР, руководителю Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеславу Гордееву на его юбилей, то использовала изображения Музы и Белого пруда с лебедями (Белый пруд находится в центре Сергиева Посада).
Кстати, в Союзе художников России никто так мастерски не владеет искусством каллиграфического почерка, как она. А ещё коллеги говорят, что стараниями Татьяны Киселёвой возрождается прерванная традиция использования в декоративном оформлении книги орнаментированных заставок, концовок, буквиц — они не просто заимствуются из старинных книг, но создаются талантом настоящего художника. Недаром директор Художественно-педагогического музея игрушки РАО Александр Греков назвал Татьяну Киселёву «художницей, продолжающей великую линию Сергиево-Посадской графики».
Лидия КУДИНОВА