Хэмблтон Ричард

Ричард Хэмблтон — американский художник поп-эмприссионист, крёстный отец современного стрит-арта.

Словосочетание «уличное искусство» для нашего человека ассоциируется первым делом с сокровенным для непостижимой русской души трехбуквием, начертанным на заборе. Однако если это же словосочетание перевести на английский, по получится модное выражение «стрит-арт’,’ и тут же найдутся среди наших продвинутых почитателей современного искусства те, которые будут томно закатывать глаза, произнося: «Жан-Мишель Баскиа, Кейт Хэринuг, Ричард Хэмблтон». Вот именно для этих знатоков открывшаяся в Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств на Гоголевском бульваре выставка «Нью-Йорк» представляющая 35 работ легендарного Ричарда Хэмблтона. Экспозиция — это свидетельства более тридцати лет творчества художника, превратившего стихийную деятельность не совсем законного характера в художественную концепцию. Теперь эти вещи считаются классикой и находятся в коллекциях крупнейших музеев: в Бруклинском музее, в Музее Энди Уоpxoлa, в музее Гарвардского университета, в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Хэмблтон — одна из тех знаковых фигур 80-х, благодаря которым уличное искусство, построенное на провокации, на протесте против устоявшихся канонов и общественных норм, на прямом контакте со зрителем, сумело втиснуться в один ряд с респектабельным искусством музеев и галерей. А посетителям московской выставки предлагается окунуться в атмосферу нью-йоркских улиц тридцатилетней давности, когда еще стрит-арт не научились продавать за большие деньги. Для своих работ Хэмблтон выбрал весьма удобного напарника: доверчивый к буйным фантазиям мегаполис, податливый, потакающий абсолютно любым прихотям автора. Вместе они быстрее достигали поставленной цели — сильной эмоциональной реакции случайного зрителя. «Крестный отец стрит-арта’,’ как прозвали Хэмблтона, превращал город в место из будоражащих триллеров, вызывая у добропорядочных граждан шоковое состояние.

В уличном искусстве важна каждая деталь — тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип -уникальный знак, который и изображает на различных участках городского ландшафта. Самое главное тут — не присвоить себе выбранную территорию, а вовлечь зрителя в диалог. Первая серия работ Хэмблтона, появившаяся на американских улицах, называлась «Криминальные сцены». Он имитировал убийства на улицах Нью-Йорка, работал быстро: на мостовой изображал силуэты человеческих тел, будто обведенных мелом, добавляя красной краски — кровавые пятна, следы страшной трагедии. «Никто не должен был видеть, как рисуется силуэт; нужно было управиться секунд за двадцать-тридцать, — рассказывает куратор выставки Владимир Рестуан-Ройтфельд. Выходящие из дома люди натыкались на изображение и недоумевали: «может, и вправду здесь кого-то убили?» В течение нескольких лет с 1976-го по 1979-й, такие «криминальные сцены» можно было увидеть во всех крупных городах Америки и Канады.

Следующим громким проектом Хэмблтона стала уличная серия «Shadowman» Прохожие на улицах Нью-Йорка, Рима и Лондона сталкивались с притаившимися пугающими людьми-тенями, запечатленными в угрожающих позах в самых неожиданных местах: в подворотнях, в конце аллей, на парковках, в темных закоулках. Первой реакцией увидевшей их публики были страх и ужас. Черные брызги, из которых вырисовывались очертания теней, настолько пугали прохожих и были неожиданными, что художника даже обвиняли в садизме. А ему именно такой эпатаж и был нужен! Хэмблтона не знают в лицо, как он работает — никто никогда не видел, но вот уже более тридцати лет этот инкогнито пугает мирных жителей тенями кривляющихся людей.

Постепенно он начал вывозить своих зловещих героев в разные города по всему миру, рисуя их не только на стенах, но уже и на холстах. «Прыгающие тени» с течением времени у художника перерождаются: меняется фон, модифицируется цвет брызг. Умело представленные на выставках, такие полотна, размещенные в темных залах, подсвеченные изнутри, продолжают вгонять в дрожь зрителей, угрожая взорваться в любой момент и забрызгать черной краской с головы до ног

В тот момент, кода Хэмблтон уже готов был расстаться с уличным искусством, родился его другой герой — «Marlboro Man’.’ В той же устрашающей манере художник начал рисовать знаменитого ковбоя из рекламы сигарет. И, наверное, именно Ричард Хэмблтон первым пришел к осознанию того, что массовая культура на самом деле безлика и ведет нас в какую-то безысходную пропасть. Тем самым противопоставив себя философии создателей поп-арта.

Работы этого уличного художника стали настолько хрестоматийными, что многочисленные продолжатели уже давно перестали задумываться об авторских правах. Так, например, скандально известному английскому андерграундному художнику Бэнкси стараются напомнить о том, что тот задолжал Хэмблтону немало денег поскольку многое из того, чем эпатирует таинственный британский художник публику сегодня, было придумано еще в далекие 80-е. Впрочем, предприимчивый британец и не отрицает плагиата, он считает, что главное — это говорить так, чтоб тебя услышали, раз уж ты вышел на улицу, и совсем неважно при этом, кто начал делать это первым.

Сейчас Ричард Хэмблтон работает над серией, выполненной на металлических листах, «Beautiful Paintings’,’ обладающей необычным визуальным эффектом из-за сочетания цвета и света. «Красивые картины» (а именно так переводится название этой серии) полностью оправдывают свое наименование: это изумительные пейзажи, завораживающие каким-то сказочным волшебством. «Те, кто видел эти работы, уже окрестили Хэмблтона «новым Ван Гогом’,’ — уверяет другой куратор нынешней выставки Энди Валморбида.

Анна ГРИБОЕДОВА.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары