Халилов Фархад
Халилов Фархад Курбан оглы (1946) — советский азербайджанский художник. Учился в Строгановском училище, в Московском полиграфическом институте. В основном пишет природу Апшерона.
Выжженные солнцем долины, коричневато-сизые пологие холмы, затерянные в песках древние крепости и башни, огромное пространство, в котором господствуют переменчивые ветры. Весь этот холодный сверкающий на солнце, растворенный в серебристой мгле, застывший в тревожном ожидании мир создал художник Фархад Халилов.
Этот мир неуютен. В нем нет ни любования, ни чувства милого соседства с природой. Скорее это мир, увиденный глазами отважного путешественника, чья душа открыта бесконечности Вселенной и уязвлена ее красотой.
Халилов учился в Москве, здесь у него много друзей и любимые учителя. Он был одним из способнейших студентов полиграфического института, участвовал во всесоюзных выставках, и восхищал окружающих своей открытостью и огромной жизненной силой. Но из всех своих дальних путешествий, от всех многочисленных привязанностей и друзей он возвращался на Апшерон. Здесь его родная земля, живописная мастерская.
Прекрасный армянский художник М. Сарьян в своей книге воспоминаний сказал: «Природа иногда так умеет привлечь в свое лоно человека, как мать прижимает к груди ребенка».
«Я целый день с утра взволнован каплями дождя, в пространстве зелени, в тенях бордовой и чуть охристой на свету. Омытые дождем, зеленые, покрытые мхом ветви, а некоторые омыты докрасна. Дождь во всем. Как красивы капли, жемчуга, нанизанные на ветки, а иногда жемчужинки сверкают в каком-то дождливом царстве на невидимых ветвях»,— записывает Фархад Халилов в своем дневнике. Цветущая груша.
Бесконечная жизнь красок, оттенков, ритмов, форм… «На Апшероне нет леса,— рассказывает художник,— каждое дерево у нас посажено руками человека. Всегда их плоды, особенно, например, гранат, были для людей источником красоты. Дерево в моем понимании — это символ жизни. Рисуя дерево, я как бы постигаю человеческий характер».
Дневниковые записи художника многое могут рассказать о его внутренней жизни, о сосредоточении душевных сил, о той боли, которую испытывает художник, сознавая, что «каждый миг уносит частичку бытия». «Как мучительно проходят месяцы в ожидании мгновения света, даже с чувством, что он где-то рядом и должен показаться на мгновение (если не знать об этом, то муки ожидания перенести просто невозможно). И вдруг ты видишь свет и понимаешь, что неосознанно оставил его день назад, от того дня осталось в памяти необъяснимое волнение».
Галина Гитлина.