Фортуни Мариано

Мариано Фортуни (1838-1874) испанский художник.

Испанская школа живописи XVII века. Веласкес, Рибера, Сурбаран. Незабываемые имена, кудесники кисти. Но если сказать: испанцы XIX столетия во главе с Фортуни, то недоумению не будет конца. Совершенно забытый сейчас мастер, разве что имя часто встречается в письмах современников, особенно русских живописцев. И каких! И. Репин не уставал им восхищаться. «Всесторонний талант в выполнении… Он… увлекается работой, за ней он торжествует, она для него праздник» — это строки В. Поленова. Праздничность живописи Фортуни подчеркивали П. Чистяков, И. Остроухов. Юные В. Серов и М. Врубель подражали какое-то время испанскому мастеру. Врубелевская граненость формы, акварельные приемы во многом вдохновлены именно им; недаром Чистяков дал своему ученику характерное прозвище — Фортуни. А. Головин со знанием дела писал: «Фортуни достигал изумительных красочных эффектов, получал такую яркость и свежесть красок, какой не удавалось получить никому…» В чем же секрет обаяния полотен испанского художника?
Почему его искусство было столь популярно у русских живописцев?

fortuni6Испанский дворик.      1860-е годы.

Восток впервые по-настоящему открылся европейцу именно в XIX столетии. Большую роль в этом сыграли такие исторические события, как египетский поход Наполеона, войны за независимость Греции, Крымская война, строительство Суэцкого канала. Восток обогатил европейское искусство новыми сюжетами, образами, расцветил невиданными красками. Прекрасными памятниками литературы XIX века стали «Восточные мотивы» В. Гюго и «Путешествий на Восток» Ж. де Нерваля, «Роман мумии» Т. Готье и «Саламбо» Г. Флобера. К восточным темам обратили взор крупнейшие живописцы: Делакруа, Энгр. Однако «Смерть Сарданапала» Делакруа создана до поездки великого романтика на Восток, Энгр писал «Одалисок», живя в Италии, Франции. Фортуни принадлежал к другому поколению художников-ориенталистов. Конечно, и он работал по воображению, но в марокканских этюдах мастера экзотичность сюжета непременно сочетается с достоверностью, археологической точностью…

fortuni1Заклинатели змей.    1860-е годы.

Мариано Фортуни родился в испанском городке Реусе в 1838 году, скончался в Риме в 1874 году. Он прожил всего 36 лет. Родился в бедности, рисовать учился сам, по природной склонности. Палитру и кисти получил из рук местного любителя художеств, удивленного рисунками мальчика. Когда Фортуни исполнилось четырнадцать лет, дед взял его с собой в Барселону. Он мастерил для продажи фигурки из воска, внук их наряжал, раскрашивал. Наверное, тогда подростку была привита любовь к ремеслу. Позднее она приведет процветающего живописца к занятиям прикладным искусством чеканкой, ювелирным делом. Вскоре он сам начинает лепить, вырезать фигурки из дерева. Работы понравились скульптору Таларну, и тот добился для юноши материальной помощи. Стипендия была скудной, но достаточной,чтобы
четыре года посещать классы барселонской Академии изящных искусств.

fortuni2Портрет жены художника С. де Мадрасо за пианино.    1869 год.

fortuni3Дети художника в японском интерьере.    1870-е годы.

Отныне Фортуни постоянно сопутствует успех. В 1857 году девятнадцатилетний юноша получает право на пенсионерство в Риме, увлеченно работает, пишет этюды, копирует произведения старых мастеров. Но проходят два года, и случилось событие, круто изменившее его жизнь. Началась война между Испанией и Марокко, и по настоянию барселонских властей Фортуни на борту корабля отправляется в Африку с заданием запечатлеть эпизоды военных действий. Поехавший вместе с художником друг описывает его в ту пору как молчаливого, решительного, зрелого, несмотря на молодость, человека. Предполагалось, что мастер соберет в Марокко материал для батального полотна, а все выполненные этюды станут лишь вспомогательными. Но случилось так, что марокканская экзотика поразила молодого живописца сильнее, чем сама война. Он фиксировал все: людей, обычаи, диковинных животных, природу, цвет неба. Пребывание в стране длилось полгода, но Восток отныне прочно вошел в творчество Фортуни.

В I860 году мастер возвратился в Испанию. Барселонский Генеральный совет заказал полотно «Взятие Тетуана», призванное отразить одну из побед испанской армии. Фортуни добросовестно подобрал реквизит — оружие, амуницию, написал портреты испанских генералов, участников сражения, и отбыл в Рим.

Картина «Взятие Тетуана» была задумана колоссальной по размерам. Работа превратилась для живописца в подлинную муку. Он никак не мог определить верные пропорции фигур первого и дальнего планов, достичь композиционной цельности. Надставляет полотно, но этим портит еще больше. Пытается начать сначала, заказывает новый холст. И опять неудача. В результате картина так и не была написана, и мастер в конце концов сообщил властям Барселоны, что возвратит полученные деньги. Причиной неудачи было не только то, что произведение изначально обещало стать подражательным: Фортуни специально отправился в Рим через Париж, чтобы познакомиться с картинами изаестного баталиста О.Верне и перенять его опыт.

fortuni5Сидящие женщины.    1870-е годы.

fortuniЛюбители гравюр.   1867 год.    Фрагмент.

Живопись такого рода не соответствовала творческой индивидуальности мастера. Его подлинное призвание — бытовой жанр. Ко времени работы над «Взятием Тетуана» относятся этюды на марокканские темы. Мастер пишет по памяти и делает это с поразительной легкостью. Его наблюдательность в трактовке африканских типов, поз, жестов проста поражает.

fortuni4

 

В Риме имя Фортуни произносят с восхищением. За внешней сдержанностью молодого живописца таился природный темперамент, задатки лидера. Кружок постепенно становится интернациональным, в него входят живописцы, приехавшие из других стран. Темы споров словно заданы щедрым римским солнцем: роль света, атмосферы, прозрачности тонов. Ателье Фортуни постоянно полно посетителей. Лишь необыкновенная собранность позволяла ему регулярно заниматься живописью. Его мастерская напоминала скорее кабинет коллекционера. Пустые стены вызывали у Фортуни ужас, и он украсил студию тем, чем восхищался,— восточными тканями, персидским фаянсом, оружием, японскими безделушками. Многие визитеры удивлялись, как можно вообще трудиться в такой обстановке.

А работал Фортуни быстро. Стремился достичь свободы живописной манеры, виртуозности, чистоты и прозрачности цвета. В сущности, писал он неровно, рядом соседствуют сильные и слабые куски живописи. Его кисть, которая только что поражала артистизмом, вдруг оказывается несмелой, неуверенной. Но Фортуни был магом эффекта. Занимательный, необычный сюжет, беглая манера письма, сочные краски — все это позволяло достичь цели: заинтриговать, увлечь зрителя.

Слава испанского художника достигает Парижа. Крупный издатель, торговец произведениями искусства Гупиль заказывает ему серию акварелей. Мастер с энтузиазмом соглашается. Работает на цветном картоне и, давая себе полную свободу, пишет чистым цветом, подбирая краски, словно цветы в букете. Наконец в 1868 году приезжает в Париж. Зная свои слабые стороны — в первую очередь недостаточную строгость рисунка, не всегда четкую моделировку формы,— посещает студии французских художников Э. Мейссонье и Ж. Л. Жерома. И это говорит об известной ограниченности возможностей художника, пределе, дальше которого его искусство идти не дерзало. Превыше всего он ценил в живописи внешний блеск. Произведения мастера скорее поражают, чем трогают. Он схватывал остро, мгновенно, но неглубоко. И все же приравнять картины Фортуни к пустому, холодному искусству нельзя. От правдоподобных, но по сути своей лживых полотен мастеров Салона его искусство отличается здоровой основой. Недаром, избрав примером для подражания великого соотечественника Гойю, Фортуни восхищался его творчеством бесконечно, особенно офортами. Вообще живописец был наделен недоступной салонным мастерам широтой взглядов. В пору становления импрессионизма смог, например, по достоинству оценить О. Ренуара: «По отношению к нему были очень несправедливы, и, по моему мнению, в …Салоне он скорее заслуживает медали, чем того, чтобы быть отвергнутым».

В Париже художник вызывал поначалу скорее любопытство, чем глубокий интерес, оставался для публики загадкой. Наконец в 1870 году он выставил картину «Испанская свадьба». Действие, перенесенное в XVIII век, происходит в живописном интерьере церкви, напоминающей испанскую архитектуру той поры. Это позволило Фортуни использовать палитру, характерную для раннего творчества Гойи. Нежные желтые, розовые тона платьев эффектно звучат на фоне нейтральных по цвету стен. Непринужденно решена композиция, живо сопоставлены группы, лица героев отмечены характерностью. На следующий день после показа «Испанской свадьбы» Фортуни проснулся знаменитым. Немедленно задумывает второе жанровое полотно — «Выбор натурщицы членами Академии св. Луки». В качестве интерьера выбран зал для приемов австрийского посольства в Риме. Во всем — столь любимая живописцем роскошь: мраморные колонны с капителями, великолепные драпировки, большие столы. Мастер вновь облачает персонажей в одежды XVIII столетия, снова изысканные тона платьев выразительно контрастируют с фоном, отражаются в полированном мраморе колонн. Картину можно сравнить с гигантским натюрмортом, в котором человек утопает, отступает в фейерверке цветосочетаний на второй план.

Последние годы жизни художник много путешествует. Едет на родину, в Севилью и Гранаду, возвращается в Рим. Картины ценятся теперь высоко, и он получает возможность погрузиться в коллекционирование. Принимает решение больше не писать на заказ, изображать лишь то, что кажется важным ему самому. Уезжает в Неаполь, снимает виллу на берегу моря. Там, как и всюду, вокруг Фортуни образуется кружок единомышленников — местных живописцев. Мастер пишет этюды, делает наброски, которым уже не суждено претвориться в законченные произведения. Неожиданно в ноябре 1874 года заболевает лихорадкой — болезнью, которая, по его выражению, преследует художников, работающих на открытом воздухе в окрестностях Рима,— и скоропостижно умирает.

Наследие Мариано Фортуни обширно. Он мастер станковой картины, блестящий рисовальщик, офортист. Предпочитал батальные сцены, но достиг вершин в бытовом жанре. Вместе с тем придавал огромное значение изображению среди — интерьера, пейзажа. Темы, героев Фортуни искал в реальной жизни, но его увлекал и мир фантазии, вымысла.

Еще при жизни художника его искрометное искусство привлекло внимание таких русских коллекционеров, как С. М. Третьяков и Д. П. Боткин. Сейчас купленные ими картины хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. Это свидетельство некогда всеевропейской славы мастера. Славы, так быстро канувшей в Лету…

О.Сугробова. Журнал «ЮХ».

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары