Поленов Василий
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) — русский художник. Писал пейзажи, исторические, жанровые картины.
В музее-усадьбе художника В.Д. Поленова под Тарусой есть комната, которая называется «Портретной». Ее задумал и устроил в начале 90-х годов, спустя почти десятилетие после строительства дома, сам Василий Дмитриевич. Нашел место для каждого портрета, каждой вещи, привезенной из родительского дома и бережно хранимой поколениями Поленовых. С тех пор в этой комнате рядом с портретом матери и бабушки, писанных в преклонные годы, висит портрет молодой женщины в черном платье с кожаным поясом, полулежащей в глубоком кресле.
Портрет В.Д. Хрущовой.
В ее ясном взгляде, спокойной позе, скромном платье — так одевались в 70-е годы 19 века курсистки и учительницы — ничего нарочитого, обращающего на себя внимание. И лицо ее сначала кажется самым обычным Но, вглядевшись, понимаешь, что оно очень хорошо. В нем есть то, что многие художники ценили выше правильной классической красоты,— обаяние. Да. портрет женщины излучает тонкое, не поддающееся описанию обаяние.
Может быть, это обаяние — дар самого художника, дар его любви, проникновенного понимания? И каждое касание кисти, стремящейся прежде всего к точности, к передаче сходства, передаче естественности позы, выражения лица, цветовых нюансов, несло этот дар и сообщало портрету женщины особую выразительность.
Кто же она?
Это Вера Дмитриевна Поленова, по мужу Хрущова, сестра художника (они были близнецами), на многие годы самый любимый и добрый его друг.
В доме-музее Поленова сохранилась переписка Василия Дмитриевича с Верой, ее рисунки, воспоминания родных о ней В библиотеке музея можно найти книгу, которая воскрешает детство Поленовых, написанную их матерью Марией Алексеевной. Называется она «Лето в Царском Селе». Под вымышленными именами в этой книге описываются маленькие братья и сестры, рассказывается об их каждодневных прогулках в парках Царского Села (там родители снимали дачу), прогулках, которые сопровождались беседами взрослых. Самыми разнообразными — о жизни животных, растений, о русской истории, о героях русских сказок и былин, о детстве знаменитых художников и музыкантов. В сущности, эта книга — своеобразная хрестоматия для детей младшего возраста. Для нас же — свидетельство разносторонности познаний и интересов семьи Поленовых.
При всем том, в поленовском доме царила атмосфера увлечения искусством. Сама Мария Алексеевна писала маслом пейзажи, прекрасно владела карандашом и пастелью. Отец — Дмитрий Васильевич серьезно занимался археологией и историей искусств. По вечерам в доме собирались художники, и детям не возбранялось до позднего часа слушать их рассказы о своей работе, о путешествиях, рассматривать копии и фотографии знаменитых картин. Как-то само собой получилось, что Вера Дмитриевна стала брать уроки живописи у Павла Чистякова, приходившего заниматься с братом Василием. Поехала в Париж вместе с сестрой Еленой и работала некоторое время в мастерской известного художника и педагога Шаплена. Но вскоре Вера поняла, что живопись не ее призвание. А что же должно стать делом ее жизни? Она рано вышла замуж за своего гимназического учителя, и ее жизнь могла легко войти в обычную колею, стать похожей на судьбу многих ее сверстниц из обеспеченных семей. Но этого не случилось. Живая, деятельная по натуре, не терпящая, как, впрочем, и все Поленовы, праздности, Вера Дмитриевна увлекается идеями народников. В Киеве, где она живет с мужем, устраивает школу для бедных и сама дает уроки природоведения (зоология, биология, география) по новейшим методикам. Она рассказывает детям о Дарвине, мастерит и рисует пособия и таблицы.
Начинается русско-турецкая война 1877—1878 годов. Поскольку Вера Дмитриевна окончила медицинские курсы и не раз лечила крестьян, она решает работать в военном госпитале. Ей поручают заведование отделением военного госпиталя. Не хватает медикаментов, продовольствия, и Вера начинает благотворительную деятельность, привлекает к ней многих учителей и врачей Киева, вызывает на помощь из Москвы сестру Елену, к тому времени уже известную художницу…
В письмах Веры Дмитриевны, как и на портрете, написанном братом, то же обаяние ума. душевной тонкости, очарование того, что мы называем истинной интеллигентностью. Ее хочется сравнить с чеховскими героинями. Только свойственный им надлом, ощущение бесцельности существования не коснулись ее. В жизни Веры Дмитриевны много значили семейные связи: отношения с родителями, дружба с сестрой Еленой и особенно с братом Василием. Они были очень похожи: и внешне и характерами, их сближали и напряженность душевной жизни и постоянные поиски себя.
Окончив в 1871 году с золотой медалью Академию художеств, Василий Дмитриевич Поленов пишет ряд картин на исторические темы: «Право господина», «Арест гугенотки», «Забавы Цезаря». Это были попытки нравственного осмысления истории.
Портрет Веры Василий Дмитриевич написал в 1874 году в Париже, где в это время жил, знакомясь с художественной жизнью французской столицы. Осенью этого года приехали в Париж почти все Поленовы — и родители, и сестры, и старший брат. Они привезли с собой на чужбину ощущение дома. Во время откровенных бесед с Верой Василий Дмитриевич взялся за кисть. Ее портрет возникал, по-видимому, под влиянием этих разговоров, словно хотел Василий Дмитриевич передать существующую между ними внутреннюю близость, которая помогала и в дальнейшем будет помогать брату и сестре сносить все житейские невзгоды. И в то же время ему хотелось показать свои возможности живописца. Сложнейшую живописную задачу — он пишет женскую фигуру в темном платье на фоне темного кресла — он решает блестяще. Передача объема, световоздушной среды — все помогает понять характер Веры Дмитриевны, особую прелесть. которая исходит от всего ее облика.
Убеждения Веры, ее желание приблизить брата к постижению больных проблем России, к пониманию национального характера сыграли определенную роль в решении Василия Дмитриевича переселиться в Москву, способствовали его дружбе с братьями Васнецовыми, с Репиным. Повлияли они, по-видимому, и на выбор темы для его знаменитых полотен «Московский дворик» и «Бабушкин сад», поэтически запечатлевших атмосферу старой Москвы.
Осенний пейзаж. 1892 год.
Заросший пруд. 1879 год.
Ранний снег. 1891 год.
Речка Свинка. 1900 год.
У моря Галилейского.
Летом 1881 года осуществилась мечта Поленовых — провести всем вместе лето в Имоченцах — имении отца, где прошло их детство. Старый дом звенел от голосов. Вечерами раздавались звуки фортепиано, звучала оратория «Два мира», написанная Василием Поленовым. Да, кроме живописи, он увлекался музыкой. Свою симфонию, написанную позднее, он посвятил сестре Вере. Днем совершались увлекательные путешествия в лодке по реке Ояти, устраивались геологические и археологические исследования окрестных мест. А по вечерам семья собиралась для чтения вслух серьезных книг по астрономии, истории Земли, истории России.
Больная. 1879 год.
Вера и Василий не расставались в это лето, вместе ходили на этюды—Василий Дмитриевич писал, а сестра в сторонке читала. Им представлялось, что жизнь только начинается. тридцать семь прожитых лет—лишь разбег к чему-то, что предстоит еще совершить. Но для Веры это лето было последним. Возвращаясь из деревни, она простудилась и умерла от плеврита. Дни и ночи, которые провел Василий Дмитриевич у постели больной, свое состояние того времени он выразил в известной картине «Больная».
Память о сестре Вере была для Василия Дмитриевича памятью о молодости, с ее высокими идеалами, с непреклонной честностью, страстным желанием послужить России. Этой памяти художник остался верен всю жизнь.
Л. ОСИПОВА
Эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». 1898 год.
Эскиз грима и костюма Мефистофеля. Опера Ш. Гуно «Фауст».
В тридцати километрах от Серпухова расположено знаменитое Поленово, известное сейчас уже сотням тысяч людей. Здесь, недалеко от Оки, стоит уютный дом-музей — усадьба народного художника республики В. Д. Поленова. Нужно побродить в окрестностях Поленова, чтобы понять хоть немного, какие соки питали творчество этого любимого в народе художника.
Церковь в Поленове (построена по чертежам В.Поленова),