Фомкин Александр

В наши дни, когда во всех сферах идут процессы переустройства и обновления, заметно растет интерес к искусству, которое принято называть традиционным реализмом. То, что казалось навсегда устаревшим, на самом деле продолжает жить, находя пути к сердцам людей без помощи шумной пропаганды. В этих условиях творчество ряда художников старшего поколения, оказавшихся в недавнем прошлом как бы в тени, приобретает сейчас особенную ценность. В то время когда многие их современники гнались за преходящей мишурной новизной, «традиционалисты» упорно трудились, открывая для себя красоту мира природы. Прислушиваясь к голосу совести, они не поддавались соблазнам и не шли на компромиссы, в которых легко разменивалось и утрачивалось мастерство подлинного реализма. Вокруг них быстро образовывался «заговор молчания». Но, влюбленные в живопись, они не теряли веры в раз избранные идеалы.

fomkin 002Осенний хоровод.   1976 год.

К таким художникам относится и талантливый русский живописец, профессор МГХИ им. В. И. Сурикова Александр Ильич Фомкин. (1924-1999).

Его живопись является наглядным свидетельством прямой преемственности русской реалистической школы, связанной в прошлом и с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества — с саврасовским пониманием правдивости и поэтичности в трактовке мотива. В современной критике представление о московской школе и ее традициях весьма противоречиво и тенденциозно. Постепенно стали предаваться забвению эстетические, нравственные идеалы, вдохновлявшие многие поколения русских художников. Некоторые критики обращают главное внимание на опыты сезаннистов в русском искусстве начала XX века, видя в них истоки школы. А к московской школе относят теперь почти все, что появляется на очередных выставках и манежных смотрах современного искусства.

Самое произвольное истолкование получило за последнее время понятие живописности. На практике цветовое богатство колорита, свойственное русской живописи, драгоценность чистого цвета подменяются замутненной, зачастую подчеркнуто тусклой гаммой. И такая мнимая живописность возводится в своеобразный принцип художественного обобщения! В этих условиях простые и ясные по форме, откровенно традиционные этюды и картины (точнее, этюды-картины) Фомкина приобретают особенное значение. И не только в качестве примера мастерства. Современный человек чаще всего живет в отрыве от земли и сельской природы, среди шумной суеты и городской нервной сутолоки. Он забывает о том, что существуют и небо, и тишина полей, и дивные виды вечно движущихся речных вод, и отрадный покой лесов. Фомкин принадлежит к тем художникам, искусство которых помогает людям возвращаться в мир природы.

Александр Фомкин родился в 1924 году в крестьянской семье на Орловщине. Места там исконно русские, просторные и особенно благоприятные для землепашца. Однако после трагического для всей деревни 1929 года шестилетнему мальчику с сестренками пришлось покинуть родное гнездо, семья перебралась в Москву. «Я долго еще потом жаворонков поющих во сне и видел, и слышал»,— признается художник. Любовь к природе осталась навсегда.

Наверное, именно это рано пробудившееся чувство и привело мальчика к живописи. В 1939 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу, где начал учиться вместе с совсем юными тогда В. Ивановым, Г. Коржевым, А. Сухановым,П. Оссовским и другими ребятами, составившими впоследствии знаменитый первый военный выпуск 1944 года. В том же году Фомкин по рекомендации С. В. Герасимова был зачислен в Московский художественный институт без вступительных экзаменов по специальности. Здесь он занимался под руководством К. Максимова, А. Осмеркина и П. Котова. На последнем курсе сблизился с Ю. Кугачом и В. Цыплаковым, только начинавшими тогда свою преподавательскую работу. И это не было случайностью — молодых художников объединял с ним интерес к русскому наследию. Они во многом сходились в оценках и критериях реалистического мастерства.

fomkin5Женский портрет.   1948 год.

В 1950-е годы в Московском художественном институте много говорили о дипломной картине Фомкина «И. Н. Крамской и В. В. Стасов в мастерской у И. Е. Репина». На молодого дипломанта, а затем уже и аспиранта обратили, внимание К. Ф. Юон и П. Д. Корин. От него ждали новых картин. Однако работа в жанрах исторической живописи и портрета была тогда сопряжена с почти неизбежными компромиссами. Не удивительно, что он предпочел вскоре уйти в более независимую «тихую» область пейзажа и натюрморта.

Фомкин особенно ценит цветотональное единство живописного образа. В этом плане он выступает преемником Н. Крымова и В. Бакшеева. Он ценит также плотность и весомость мазка, положенного на гладкую твердую основу живописного левкаса, стремится к точности и осязательной конкретности в изображении предметного мира. И во всем этом находит выражение художественная приверженность к сделанности и завершенности. С особым чувством он пишет натюрморты с полевыми и лесными цветами, сознательно предпочитая эти скромные дары природы роскошным садовым розам. fomkin3Ландыши.   1985 год.

В его палитре отсутствует открытая яркая декоративность, свойственная работам К. Коровина и Н. Сапунова. Он стремится запечатлеть естественную красоту различных цветов. Весной он буквально охотится за первыми ландышами, разыскивая их в болотинках и под темными елями, в укромных скрытых уголках. Изображение полевых и лесных цветов приобретает характер своеобразного исследования структуры лепестков и соцветий, стеблей и листьев. Но в таком почти научном подходе нет и намека на рационализм сухого гербария, на прозу скучного внешнего описания.

fomkin4Грибы.   1981 год.

Художник искренне любуется белизной ночной красавицы («Любки»), жемчужными миниатюрными колокольцами ландышей. Увлажненные росой, они как бы дышат сладостью нектара. После весенних дождей, в самом конце мая Фомкин пишет золотистые купавы, голубые незабудки, а потом, в теплую летнюю пору — белые полевые ромашки, синие васильки. Ближе к осени в его натюрмортах появляются грибы, красные, огнистые ягоды рябины…

fomkin 003Натюрморт.  Рябина.   1982 год.

«Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов»,— писал М. М. Пришвин. Фомкину близко и понятно такое утверждение. Ему близок дух восторженного преклонения перед природой, присущий русской поэзии. И натюрморт в его искусстве оказывается естественно связанным с пейзажем.

fomkin1Михайловское.   1960 год.

Художник предпочитает писать пейзаж среднерусской полосы ближнего Севера. Он часто обращается к образам древней тверской земли, подолгу живет в живописном Торопецком районе, где еще так много озер и лесов.

fomkin2Раздолье.   1982 год.

Его особенно привлекают нетронутые уголки — лесная глушь, темные тенистые ельники, украшенные узором папоротников. Его’ внимание привлекают малейшие детали. Не случайно он так горячо любит И. И. Шишкина, находя в творчестве великого русского художника пример высокого мастерства. Но не только мастерства! Он ценит совершенную гармонию его произведений, которой так недостает современной живописи. Очень важное значение имеет для Фомкина традиционное восприятие пленэра, как животворящего начала в пейзажной живописи. Он принадлежит к художникам, исповедующим подлинный культ натуры.

Фомкину всегда как-то счастливо удавалось сочетать свое творчество с педагогической работой в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, где он вел (и продолжает вести) большие группы первого и второго курсов. Учеников у него накопилось немало, и все они хранят благодарную память о своем первом наставнике. Учиться в его мастерской — большая честь. Фомкин требует полной самоотдачи, фанатичной преданности искусству живописи. Вместе с тем он всегда внимателен и отзывчив. Его меткие практические замечания (вроде характерной формулы — ищи в тени отблеск света) остаются в памяти на долгие годы. И если сейчас в нашем искусстве живописи продолжает сохраняться здоровое начало реализма, то в этом есть немалая заслуга и Александра Ильича Фомкина.

Н.Третьяков.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта