Фабриано Джентиле да

Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси да Фабриано — живописец, родился в Фабриано около 1370 г., умер в Риме в 1427 г. Первое упоминание — Рим, 1408 г. Записан в цех врачей и аптекарей во Флоренции (1422), работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427), где расписывал базилику Сан Джованни ин Латерано (фрески уничтожены в XVII в. при перестройке Борромини).

Достоверные работы: «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Паллы Строцци для церкви Сайта Тринита — теперь в Уффици,

fabriano 003Поклонение волхвов.   Фрагмент.

часть пределлы — в Лувре; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны теперь в Лондонской Национальной галерее, створки со святыми — в Уффици, части пределлы — в Ватиканской пинакотеке и в Вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» — в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Йорке (Метрополитен-музей), Берлине (музей), «Мадонна во славе» (Маэста) — остатки фрески в соборе г. Орвието (1425). Джентиле считался учеником Аллегретто Нуци, живописца родом из Фабриано, работавшего во Флоренции, испытал северные влияния (венецианские и фламандско-французские).

fabriano1Поклонение волхвов.

Вот излюбленная композиция «Поклонения пастухов» у художников самых разных стран. Под сенью построек хлева на земле лежит младенец, перед ним в позах поклонения Мария, Иосиф и пастухи, а рядом — вол и осел. Сообщая всему этому, с их точки зрения, окончательную реальность, мастера Возрождения придавали участникам события внешность и одежду людей своей национальности и своего времени, вводили детали знакомого быта, окружали пейзажами родной земли. Но лучшие из них никогда не превращали «Поклонение» в обычную житейскую сцену, а наполняли написанное ощущением значительности происходящего.

У немецких мастеров трогательной чистотой окружен образ почти детски юной, светловолосой Марии. В итальянских, немецких, голландских картинах (например, у Джорджоне, Винченцо Катена, Шонгауэра, Рогира ван дер Вей-дена) печать удивительного покоя несет пейзаж, хотя предстают на нем, безусловно, не окрестности Вифлеема, а итальянская Тоскана, равнины Голландии или при-рейнские земли. А у испанца Эль Греко идущий от младенца и разрывающий тьму свет придает происходящему под руинами таинственный и захватывающий характер.

В «Поклонении волхвов» под тем же навесом хлева, иногда среди руин и развалин, изображалась сидящая Богоматерь с младенцем на руках, рядом с ней, как правило, старец Иосиф, здесь же традиционные ясли, вол и осел. Перед Марией — волхвы с дарами, и именно они привлекают главное внимание живописцев. Иногда, как и в древнерусском искусстве, их пишут в виде юноши, мужчины и старца, и тогда авторы с максимальной точностью стремятся передать характерность этих возрастов, воплощающих всю человеческую жизнь. Изображали волхвов и представителями различных человеческих рас: так, на картине Дюрера один из волхвов — негр.

Но чаще всего их делают королями — на основании популярной в средневековой Европе «Повести о трех королях-волхвах». И представление о королевском достоинстве, предание о восточном происхождении волхвов позволяли изобразить поклонение с торжественным размахом. Перед младенцем, сидящим на коленях у Богоматери, склоняют колени люди в великолепных одеждах, а за ними шествует свита: тянутся обозы, идут слуги. Путешественники на лошадях и верблюдах везут с собой обезьян и других экзотических животных. Многообразны утварь, одежды, прически. Захватывающие воображение шествия можно увидеть, например, на картинах итальянцев Стефано да Верона и Джентиле да Фабриано. И то умение показать реальные формы предметов, которым владело искусство Европы, придает «Поклонению волхвов» характер необыкновенной, по-своему привлекательно» пышности. Великолепные, отмеченные поистине царским величием шествия идут на картинах европейских мастеров поклониться младенцу, рожденному под сенью хлева, под тихим светом вифлеемской звезды.

С самыми высокими вершинами мирового искусства связан древний сюжет Рождества Христова. И первый шаг к его пониманию — необходимая часть пути к подлинным сокровищам духовной культуры.

 

fabrianoСтигматизация святого Франциска.

Вот что пишет о Джентиле да Фабриано Джордже Вазари.

«……Джентиле написал много вещей и между прочими фигурами, выполненными зеленой землей, между окнами — несколько пророков, которые почитаются лучшими по живописи во всей этой работе. Тот же Джентиле выполнил бесчисленное множество заказов в Марке и в особенности в Губбио, где и поныне можно видеть некоторые из них, а равным образом и по всему Урбинскому государству. Он работал в церкви Сан Джованни в Сиене, а во Флоренции в ризнице церкви Сани Тринита написал на доске историю волхвов, где изобразил самого себя с натуры. А в церкви Сан Никколо, что у ворот, ведущих в Сан Миньятто, он написал для семейства Кваратези образ главного алтаря, который из всех виденных мною его работ мне, без всякого сомнения, кажется наилучшим, ибо помимо отлично написанной Богоматери и многочисленных святых, ее окружающих, пределла этого образа, заполненная историями из жития св. Николая, с малыми фигурами, написана так, что красивее и лучше быть не может. В Риме, в Санта Мариа Нуова, над гробницей кардинала Адимари, флорентинца и архиепископа Пизанского,  что возле гробницы папы Григория IX, он написал в арочке Богоматерь  с младенцем на руках между св. Бенедиктом и св. Иосифом; работа эта высоко ценилась божественным Микельанджело, который, говоря о Джентиле, обычно повторял, что в живописи рука его была подобна его имени. В Перудже он же выполнил очень красивый образ в Сан Доменико, а в Сант Агостино в Бари — Распятие, крест которого  окружен тремя прекраснейшими поясными фигурами и который находится над дверями хора….»

«…..

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта