Франке

Мастер Франке (1380-1436?) — немецкий художник, родом из Нидерландов, монах. Представитель немецкой национальной готики. Расписывал соборы и церкви, писал картины на библейские темы.

franke1Страдающий Христос.    1435 год.

Так называемая Галерея современности — самостоятельный музей в Гамбургской художественной галерее — проводит странную выставку посвященную культурному осмыслению самых страшных событм конца 60-х — начала 80-х годов прошлого века К участию в экспозиции «Мэнсон, 1969 год. Кошмар ситуации» привлекли двадцать современных художников, чтобы они кинули свежий взгляд на ту эпоху, а их собранные вместе работы выявили бы некую формулу, объясняющую не только последовательность странных событий 1969 года, но и параллельную мифологизацию лидеров движений тех лет. И прежде всего обратились к теме и поныне модного культа Чарльза Мэнсона и его значимости в поп-культуре. Идея организации такой выставки связана с сороковой годовщиной нашумевших голливудских убийств 1969 года, совершенных «семьей Мэнсона» — группкой псевдохиппи, уверовавших в правое дело очищения мира от экологических преступников (все шесть жертв, среди которых жена режиссера Романа Полански актриса Шерон Тэйт оказались случайными гостями на вилле, гдe готовилась очистительная жертва). Не следует думать, что Мэнсона пытаются причислить к музейному поп-арту. Наоборот, через пример Мэнсона, пожизненного узника калифорнийской тюрьмы, зверского убийцы, признанного виновным по всем статьям, предлагается переосмыслить и другие проявления «свободомыслия» конца шестидесятьх.

Грубая философия распутства Мэнсона и его команды подается на выставке как чудовищная логика времени. Пропагандируя всяческие свободы сначала среди своих, а потом, втираясь в доверие к представителям киношной и музыкальной богемы, на широкую ноту живущей в Калифорнии, сам Мэнсон избавлялся только от личных комплексов, заработанных еще в детстве и юности. Мать-проститутка сдала его в приют лишив так нужного каждому ребенку домашнего очага, уголовные наклонности проявились рано и определили судьбу вора-скитальца. И вдруг, откуда ни возьмись, — страсть к музыке. Стать музыкантом любой ценой, снести рейтинги «битов; олицетворить собой новое музыкальное направление. А когда ничего из этого не произойдет, Мэнсон начинает чувствовать себя мучеником, Мессией. Вырезает на лбу свастику, появляется на людях изможденным и окровавленным. Блудницы — обкуренные и обколотые жертвы свобод, подаренных шестидесятыми, объявляют его святым мучеником и борцом за справедливость. Воля к свободе, доведенная до крайности, обращается экстремизмом. Антивоенные настроения и лозунги вроде «Занимайтесь любовью, а не войной» годились только для парада интеллигентных людей, масса же восприняла это как призыв к беспорядку и в личной, и в общественной жизни. А для оборванца без детства, каковым, видимо, был Мэнсон, освобождение от чувства неполноценности (неудачи на музыкальной стезе он компенсировал успехом и победами у женщин) приносил Эрос. За Эросом плелся его вечный друг Танатос. Маска мученика за новую веру приросла к лицу Мэнсона столь естественно, что перед ним открывались многие двери. Но ни богатства, ни наркотические приключения не могли отбить у него охоты до славы музыканта, которая не приходила, и он озлоблялся: уродовал себя, убивал других. И пыл верующих и готовых пойти на убийство ради веры рос с каждым днем.

Возвращаясь к теме культурного осмысления катастроф 1969 года, предложенной кураторами, стоит отметить две картины, возникшие в экспозиции для создания рамочной конструкции. Из коллекции Гамбургской Кунстхалле достали две культовые для музея работы -«Страдающего Христа» Мастера Франке (художника гамбургского Возрождения) и «Джона, убийцы женщин» Гeopra Гросса, знаменитого карикатуриста начала прошлого века Окровавленный Христос картинно страдает, маньяк Джон бежит вприпрыжку, прикончив дамочку, она валяется неподалеку. Чем эти красивые манифесты времени не образчики ярого радикализма? Если задуматься о причинах, подвигнувших художников -одного воспеть физическое страдание Христа-человека от ран, а другого посвятить сюжет серийному маньяку, — станет не по себе. Но революционерами в искусстве оба они останутся.

В результате культурологический подход победил. Картины, написанные раньше и представленные на выставке как подходящие под заявленную тему «Кошмар ситуации» подтвердили страшную догадку исследователей о том, что даже «разумное, доброе, вечное» в недозированных формах и доведенные до крайности приводят к катастрофе.

Александра ГЕРМАНОВА

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары