Филатчев Олег

filatchev 004

 

Олег Павлович Филатчев (1937-1997) — русский советский художник. Учился в ЛВХПТУ им.Мухиной и в МВХПТУ (Строгановке). Стажировался у Г.Коржева. Занимался станковой и монументальной живописью.

 

 

 

 

 

Автопортрет.   1974 год.

filatchev

Фрагмент настенной росписи лабораторного корпуса Никитского ботанического сада, г. Ялта.

Легкой своей кистью изобразил художник щедрый праздничный мир весенней природы, гармонию, которая объединяет все живое, и этих красивых юных людей, вслушивающихся в звенящие мелодии радостного цветения.

filatchev8Созерцание.   1977 год.   Фрагмент.

Можно сказать, что на противоположном полюсе творческих исканий, связанных с раскрытием образа современника, глубоко мыслящего, тонко чувствующего, страдающего от несовершенства мира, стремящегося к его преобразованию героя, находится искусство такого мастера, как О. Филатчев. И в монументальной живописи («Казаки Дона» в новочеркасском кафе «Сармат», «Студенты» в фойе Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина), и в тематических картинах, посвященных современности, рыбакам дальневосточного Приморья, колхозникам, строителям Байкало-Амурской магистрали
(«Рыбаки Приморья», 1975; «Песня», 1976; «Северобайкальск. Молодая семья», 1978; «БАМ. Водители «магирусов», 1980; триптихи «Современники», 1982, «Сыновья», 1984, «Остров детства моего», 1985—1986),

filatchev 002Остров детства моего.

и в портретах близких людей («Портрет матери», «Автопортрет с женой», 1982), и в замечательной серии портретов военных летчиков-испытателей художник настойчиво утверждает гармонию, нравственное согласие между помыслами и поступками человека, желаниями и реальностью, между человеческим обществом и всем окружающим людей земным и звездным миром.

filatchev 005Автопортрет с матерью.   1974 год.

filatchev7Левая часть триптиха «Семья».    1985 год.   Фрагмент.

Непреходящее значение последовательно раскрытого творческого кредо имеет в этом плане картина О. Филатчева «Рыбаки Приморья». Созданная более десяти лет назад (1975), она остается истинно современной картиной, с максимальной полнотой раскрывающей нравственный идеал нашего общества. В сложном мире, к осмыслению которого стремится и призывает зрителя автор, торжествуют красота и разум, гармония и вдохновение. Герои Филатчева прекрасны, как древние греки, как свободные граждане солнечной Венеции эпохи Возрождения. Черты их строгого совершенства, кажется, собраны со всех времен, в которые кристаллизовалось и углублялось гуманистическое представление о прекрасном и доблестном в человеке.

Лаконичный пейзаж, обозначающий лишь полосу светлой земли и высокое голубое чистое небо, не отягощен ничем случайным, сиюминутным, суетным. Труд человека на земле — каждое слово в этой формуле как бы утверждается с большой буквы, дыхание вечности наполняет будничную повседневность. Мерная плавность согласованных движений рыбаков пластически выражает идею разумной слаженности коллективного труда. Ясные лица мужчин и юношей с правильными чертами кажутся в мягких лучах солнечного света золотыми, и этот реальный мотив (приморского загара, теплого солнечного освещения) приобретает в самой ткани живописи другой, иносказательный смысл.

 

Многие хорошо знают имя лауреата премии Московского комсомола Олега Филатчева по выставкам. Герои его полотен — строители, летчики, рыбаки, студенты, ученые и художники. Меньше известна его монументальная живопись. Ведь не каждому приведется увидеть роспись «Казаки Дона» в Новочеркасске или фрески в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина.

filatchev9Студенты.   1975 год.   Фрагмент.

Тем не менее основная творческая специальность Филатчева именно монументальное искусство, в котором он достиг весомых результатов. Не случайно в числе других советских мастеров архитектуры и изобразительного искусства он был удостоен чести принять участие в создании художественного облика интерьеров нового здания посольства СССР в столице США Вашингтоне. И хотя работа только близится к завершению, уже сегодня можно сказать о вкладе Филатчева в это общее ответственнейшее дело.

filatchev 006Фрагмент панно в здании посольства СССР в Вашингтоне.   Праздник искусства. 1988 год.

Поначалу художник представлял себе широкое поле деятельности — роспись плафона в зале, где посол принимает гостей, живописные сюжеты на различные темы жизни Советской страны, расположенные по периметру аванзала. В ходе корректировок и уточнений творческая доля автора сократилась до трех панно в интерьере аванзала. Но и в этом минимальном количестве сюжетов мастер сумел художественно страстно, со всей многогранностью и исторической глубиной воплотить духовную атмосферу общества, воссоздать его живой концентрированный образ.

Расположенные по периметру потолка изображения флагов и гербов союзных республик, составляющие традиционный геральдической орнамент, лишь условно обозначают государственную принадлежность нового здания. А живописно-сюжетный язык панно, выполненных в технике темперы по левкасу, в зримых образах, объединенных общей идеей многофигурных композиций, раскрывает суть первой в мире страны социализма.

Гуманизм, гармония, красота и величие — не отвлеченные понятия применительно к искусству Филатчева. Они составляют его формулу, опираются на высокие идеалы итальянского Возрождения, теснейшим образом соприкасаются с глубинными пластами отечественной культуры — русской иконой, живописью Александра Иванова, лучшими традициями советского монументального искусства.

Олег Павлович Филатчев — один из немногих современных художников, исповедующих античную ясность стиля, чистоту и уравновешенность форм, творчески-индивидуальное развитие весьма плодотворной линии в искусстве. Словно непосредственно от фресок Мазаччо и живописи Пьеро делла Франческа наследует он истинный гуманизм, благородство колорита и устойчивость пропорций, а главное — веру в человека, вечную гармонию мира, доверие к разуму личности.

Художник не варьирует приемы мастеров Возрождения, а следует их животворному завету высочайшей духовности, ясности и точности пластического языка, полнокровного ощущения красоты мира, идейной цельности, приверженности долговечным формам. Вера в то, что человек стоит на твердой почве, следует по правильному пути и, хотя немалой ценой, преодолевает препятствия, определяет круг выразительных средств мастера, не позволяющего себе метаться из стороны в сторону в поисках модных быстротечных ориентаций, работающего ровно и надежно, без мелочной детализации и умозрительной метафоричности. От натуры он берет фактически лишь то, что с течением времени остается в ней неизменным. Его не интересуют выигрышные нюансы, призрачные мимолетности, переусложненная декоративность и лукавство переливов света.

Во всех трех сюжетах мы видим духовную силу и красоту человека, ощущаем конкретную реальность, чувствуем биение сердец людей — будь то исторически достоверные личности или вымышленные герои, обобщенные образы. Их естественное соединение в каждой композиции являет богатство жизни, в которой все взаимосвязано и важно: частная судьба и общие цели.

Три панно в аванзале посольства — сюжетное воплощение трех исторических традиций Страны Советов. В центре — живописный гимн революции. На фоне высоких вертикалей красных знамен с долей подобающей торжественности сгруппированы герои революционных битв. Точность в изображении фигур, костюмных характеристик, пространства, в котором взаимодействуют персонажи, подчеркивается введением в условный контекст «массовки» портретных изображений вождей революции — Ленина, Свердлова, Дзержинского.

filatchev3

Боковые панно — это праздник искусства, культуры, символизируемой главным

композиционным filatchev5акцентом картины — памятником Пушкину,

и праздник науки, прогресса, развернутый на фоне памятника другому великому сыну России — Ломоносову.

 

 

 

 

 

 

 

Снова герои Олега Филатчева творческие личности — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники, словом, властители дум современников. И снова художник верен основному творческому принципу, определяемому главенством человека, уникальностью его духовного мира, неразрывностью с народом, судьбой страны, землей, на которой он стоит крепко, прочно, с большим достоинством.

Отсутствие в обоих сюжетах внешнего хаотичного движения, коллизии диспута, столкновения интересов, амбиций подчеркивается устойчивостью пластики — величавостью общего построения, скупой колористической гаммой, составленной из двух-трех спокойных чистых цветов, не переходящих друг в друга. В картинах нет досадного мельтешения бликов. Цвет понимается как постоянная категория: существует незыблемость синего, красного. Совершенно отсутствуют мимолетные влияния освещения.

Все это не значит, что в композициях нет динамики, напряжения, действия. Эти качества органически присущи внутренней жизни героев.

filatchev2Праздник искусства.   Фрагмент.

Представленные как единомышленники в «Празднике искусства», все персонажи обладают отчетливыми индивидуальными чертами. Это разной силы интеллекты, темпераменты, пристрастия, чувствования, даже разные национальные психологии. Тем не менее все они связаны как бы одной верой и общей целью — бескорыстным служением Человеку, Родине. Среди лиц молодых людей мы встречаем тех, кто является оплотом и гордостью нашей культуры — Михаила Шолохова и Константина Симонова, Арама Хачатуряна и Святослава Рихтера, Валентина Распутина и Чингиза Айтматова.

filatchev6Праздник науки.   Фрагмент.

В «Празднике науки» в кругу молодежи узнаваемы лица прославленных застрельщиков технического прогресса — И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау, Н. Н. Семенова. В центре композиции рука об руку идут замечательные сыны Отечества Королев и Гагарин, как бы олицетворенный союз теории и практики советской космонавтики.

Изобразительной манере Филатчева чужды суета, дробность, легковесное небрежное портретирование. Для него ценна внутренняя содержательность каждого характера. Отсюда почти скульптурная лепка фигур, их вытянутость, торжественный строй композиции, акцентирующий духовность и силу личности, физическую красоту современников. Художник раскрывает эмоциональное богатство своих героев не через сумму внешних атрибутов, а через гармоничную совокупность проверенных временем выразительных средств.

Профессиональный арсенал мастера представляет собой закономерный итог многолетнего развития советской школы монументальной живописи. С его помощью и в полную меру отпущенного таланта Олег Филатчев утверждает идеи добра, человечности, разума, творческого созидания. Новая работа в стенах посольства СССР на американской земле — очередное свидетельство верности художника идеалам. Она, несомненно, послужит дальнейшему сближению двух народов — советского и американского.

Н. ИВАНОВ    Журнал «ЮХ».

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта