Аршакуни Завен
(1932-2012)
— российский советский живописец,
сценограф, график. Учился в
институте живописи им.Репина.
Особняк. Автолитография. 1967 г.
Наш цирк». Эскиз оформления к спектаклю.
Больше всего на свете в тогда, и теперь, и всю жизнь Завену Аршакуни нравилось рисовать. То, что хочется, то, что нравится. Что из того, что долгие годы приходилось завязывать ремень потуже, зато утром и днем, весной и осенью можно было позволять себе невиданную роскошь — придумывать сто эскизов для балета «Гаянэ» — ни много ни мало сто эскизов для одного спектакля. Зачем столько?
Искал единственное решение, целый год разрешал себе жить мыслями и мечтами о СПЕКТАКЛЕ.
Вот почему такими сверкающими, небрежно-царствственными получались его декорации. Игра… завораживающая игра в театр.И всем казалось, что работает он легко, играючи — и книжки детские оформляет, и по дереву режет, и витраж сам помогал набирать — огромный витраж для банкетного зала, и всегда это ликующая, многокрасочная, сочная палитра живописца.
Завен Аршакуни и к декорациям относился так же, как к пространству холста. Просто этот холст оживал.Сколько детского неиссякаемого любопытства таилось в его душе! Точно пережив тяжкие годы блокады, он теперь с жадностью всматривался в мир. И наслаждался его радугой, закатами, травами, цветами, облаками. И, переплавляя в фантастические картины сказок, мечтаний, снов, возвращал на сцену для сотен, тысяч детей, которые, раскрыв от удивления и восхищения глаза, могли видеть все это в театре.
Конечно же, ему необходимо было встретить своего режиссера. Они не могли не встретиться. Потому что Завен Аршакуни только притворялся взрослым — так же, как и главный режиссер Театра юного зрителя Зиновий Корогодский, оба они неистощимы на выдумку, забавы, игры. И вот эта счастливая случайность произошла.Они встретились. Художник и режиссер.Художник Завен Аршакунн и режиссер Ленинградского театра юного зрителя Зиновий Корогодский.Как когда-то на площади во времена комедии дель’арте или русских скоморохов, они встретились, чтобы счастливо раскрыть объятия и позвать друг друга в дорогу. На праздник! На празднество! На тот далекий славный остров Гдетотам!
Так родились спектакли «Трень-брень», «Наш цнрк», «Наш Чуковский» и наконеблистательная, дерзкая «Кошка, которая гуляла сама по себе».Их создал живописец — озорной, неунывающий живописец, который сам не знает, какие еще замыслы завладеют его душой и жизнью.Кто людей веселит, за того свет стоит.Если бы ему заказали город сказок — с каким неподражаемым питерпэновским лукавством Завен Аршакуни придумал бы этот город…