Афонин Осип

Афонин Осип Осипович — пензенский художник-декоратор.

 

У каждого дерева своя душа.

 

Его работ не найдешь ни в магазинах, ни на рынке. Большинство из них, оригинальных и неповторимых, украшают квартиры родственников, друзей, соседей, коллег по работе. Рискнем предположить, что со временем некоторые образцы окажутся в музеях в качестве шедевров столярного искусства.

Итак: Осип Осипович Афонин. плотник, столяр, краснодеревщик. Познакомившись с ним поближе, вы неизбежно придете к мысли, что этот человек не вписывается в рамки только что данных профессиональных определений.Он может сделать сруб, построить дом, облицевать его изнутри и снаружи деревом, вырезать наличник по собственному эскизу, изготовить мебель, например, в стиле барокко, инкрустировать крышку журнального столика причудливым рисунком, из куска липы выточить симпатичного медвежонка, написать икону по «рецепту» самого Леонардо да Винчи.

…Ему повезло: всю свою жизнь он так или иначе был связан с деревом. А началось все, конечно же, с детства, прошедшего в небольшой деревушке под Пензой. Дед Осипа Михаил был отличным плотником, настоящим самородком. Вместе с внуком они смастерили бессчетное количество полезных и нужных в хозяйстве вещей. Чего стоила только одна собственной конструкции картофелечистка, позволявшая без особых усилий за несколько минут «ошкурить» ведро картошки. Она была сделана буквально на коленке, с простых инструментов топора и стамески. А когда Осипу исполнилось 17 лет, у него уже был собственный дом, который он построил под руководством неугомонного деда.
Потом Осип Афонин отслужил в армии, окончил двухгодичное Сызранское училище, где обучали основам плотницкого и столярного дела, а также резьбе по дереву, стал работать в общеобразовательной школе учителем по труду, многим детишкам привил интерес к работе с деревом. Но способности паренька явно выходили за рамки скромной должности сельского учителя. Он едет в Москву и поступает в Народный университет имени Н. Крупской на декоративное отделение. По окончании обосновывается в Пензе, где и начинается его длинная и по настоящему творческая трудовая жизнь. Он работал плотником, отделочником, столяром, резчиком по дереву, художником-оформителем, реставратором — всех должностей и мест работы в рамках короткой статьи не перечислишь. Заметим только, что именно им, егоего бригадой, отреставрирован всемирно известный музей А Куприна в Наровчате, приведены в божеский вид несколько сельских церквей,оформлены десятки музеев боевой славы и стендов трудовых достижений в колхозах и совхозах области. Внутренняя отделка Пензенского музея им.Мейерхольда это тоже его работа…
Сейчас Осипу Осиповичу 62, он на пенсии. Ложится спать очень поздно: до 2-х, а иногда и до 4-х часов ночи рисует эскизы своих будущих творений — декоративных панно из дерева, журнальных столиков, фантастических

Музей В.Э.Мейерхольда.

 

 

по красоте резьбы кресел, икон. А утром спускается в подвал, где оборудовал себе мастерскую и работает.Слушать его опасно: о любимом деле всей своей жизни, превратившемся теперь
в хобби, он может проговорить без остановки целый день. Как только речь заходит о дереве и о том, что из него можно сделать, этот убеленный сединами человек становится похож на подпрыгивающего от восторга мальчишку, которому представилась возможность продемонстрировать творения собственных рук.
— В старину не сомневались, — рассказывает Осип Осипович,— что у каждого дерева есть душа. Существует древняя легенда о том, что в ночь на  Ивана Купалу деревья перешептывались, скрипели и… менялись местами. Те, кто по-настоящему полюбил дерево, настоящие мастера, прежде чем срубить понравившуюся березку или сосенку, сначала помолятся, попросят у нее прощения. Отделаешь потом таким деревом, например, дом изнутри и кажется, как будто листья шелестят, ну и, конечно, запах « душистый. А бывают плохие деревья, как и люди Как отличить? Интуитивно, как душа подскажет. Если по оплошности такое дерево проглядел, построил сруб, оно может что-то натворить: разрушиться, осесть, а с ним и весь дом покосится и окажется недолговечным…Из того количества профессиональных секретов, что он успел сообщить мне за время нашей почти двухчасовой беседы, можно при желании составить целую книгу. На мое предложение Осип Осипович лукаво улыбается:
— Можно, конечно, но ты знаешь, у меня есть сын. Кому же как не ему пере-‘ дать все мои маленькие тайны?
В действительности у нашего героя есть не только сын, который в некотором смысле пошел по стопам отца — окончил Пензенское художественное училище и сейчас работает художником-оформителем, но и дочь. Она в настоящее время постигает премудрости графики в Академии имени Сурикова. Так что здесь можно говорить о семейной династии.
Когда Осип Афонин жал мне в прихожей руку, я вдруг заметил, что уношу с собой нечто… какое-то новое ощущение, которое передалось от этого человека. И только несколькими днями позже, во время работы над данным материалом смутное ощущение превратилось в жутко банальную и одновременно пронизывающую догадку, это настырное желание сделать все, чтобы быть лучшим в своем деле.

Илья ИЛЮШИН

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары