Новодережкин Ипполит

 

Новодережкин Ипполит Николаевич (1927-1986) — советский художник кино, график, гравёр, иллюстратор. Учился в студии Л.Н.Хорошевича вместе с Н.Новиковым, Н.Ульяновым, И.Блюмель, И.Богдановой, Ю.Васнецовым, В.Вайнсберг, Л.Вертинской, Т.Зайцевым, А.Курбатовым, Л.Платовым, В.Преображенской, А.Пушкарёвым, В.Рыбальченко, Г.Спивак.

Был художником таких фильмов как «А если это Любовь?», «Оптимистическая трагедия», «Зигзаг удачи»  и др.

Крайне редко встречаются люди, в которых так полно и ярко проявилась бы связь личности и творчества. В самом облике этого художника, в глубоких глазах его, в теплоте лица есть что-то исконно русское, национальное, то, что раскрывает душу и долго живет в сердце.

Ипполит Николаевич Новодережкин — художник кинематографа, а это значит, что мольбертом его является вся земля с ее каждодневной обыденностью и вневременным существованием.

В таких разных по тематике фильмах, как «Судьба человека»,

 

Эскиз к фильму «Андрей Рублёв»

«Андрей Рублёв».  Колокол.

Этюд к фильму «Андрей Рублёв».

«Андрей Рублев» — новелле «Колокол»,

 

Этюды к фильму «Калина Красная».

«Калина красная», — проявилась любовь Новодережкина к русскому народному творчеству. Она везде: в стихии деревянных фактур, в простых, но истинных формах, ясных композициях. Даже дома Новодережкин не расстается с любимым, самым теплым материалом — деревом, занимаясь деревянной скульптурой. Присутствие в его мастерской старинных икон и деревянных скульптур — не дань моде, не просто увлечение, а живая нить, связывающая его искусство с родным его сердцу творчеством русского народа. Любовь к национальной культуре народа явилась для художника необходимым критерием в выборе режиссера, с которым ему довелось работать. Мне кажется, что именно поэтому Ипполит Новодережкин хранит глубокую, непроходящую привязанность к другому, истинно народному художнику.

Помню глаза Ипполита Николаевича, который рассказывал мне, как ездили они с Василием Шукшиным выбирать натуру для «Степана Разина», как нашли избу, деревянный, почерневший от времени и дождей сруб, который решено было целиком переправить на студию, как выбирали они дерево для разинских срубов. В глазах Ипполита Николаевича была боль по беззаботно потерянному шукшинскому миру, боль от невозможности вернуть мгновения живого контакта с другом и единомышленником, от невозможности осуществления фильма, который был прочувствован и уже жил в сердце. Мы — трое выпускников ВГИКа — Николай Бурляев, Игорь Хуциев и я обратились за помощью к Новодережкину, почти не рассчитывая на успех, зная, что около года Ипполит Николаевич отказывается от участия в картинах даже крупных мастеров. Нам же предстояло осуществить первую работу в качестве режиссеров по произведению Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина».

Эскизы к Фильму «Пошехонская старина».

Однако щедринский мир, тема воли, которую мы хотели провести через все три новеллы, увлекли Новодережкина. и он согласился работать с нами. Теперь всем нам понятно, что именно благодаря Ипполиту Николаевичу, его опыту и таланту могла реализоваться задуманная нами работа. Не дожидаясь официального запуска, Ипполит Николаевич углубился в материалы крепостничества в России, и в мастерской его появились первые эскизы и макет дома помещицы Анны Павловны Затрапезной. Из-за нехватки средств, отпущенных на дипломный фильм, все материалы должны были быть из подбора, каждое помещение использоваться по многу раз, то как спальня барыни, то как кабинет или детская. Но самое сложное было вместить в декорацию желание трех молодых режиссеров. И все-таки к началу съемочного периода в одном из мосфильмовских павильонов возник двухэтажный барский дом с маленьким двориком и конюшней. Сам дом должен был стать символом крепостного права, символом власти над душами и телами людей. Помню свое первое впечатление, когда я вошла в декорацию, прошлась по первому этажу, где было все стиснуто, сжато, сдавлено. Вошла в девичью, в которой предстояло мне прожить короткую трагичную жизнь моей героини — крепостной Матрены, — и ощутила тяжесть этих стен, их безысходную угрюмость и жестокость. Дом был еще пуст, не было мебели, реквизита, актеров, но он уже жил и рассказывал свои истории тем, кто приходил к нему.

Ипполит Николаевич сумел создать для картины главное — атмосферу, в которой должно было возникнуть действие. Начались съемки нашей первой картины, и художник всегда был с нами и в творческих поисках, и в организационных буднях, когда приходилось отстаивать декорацию даже перед пожарниками.

Эскиз к фильму «Самый последний день».

Ипполит Николаевич вместе с Александром Толкачевым, декоратором и художником новеллы «Братец Федос», доводили каждый объект собственноручно, старя дерево, приклеивая плесень и паутину, творя атмосферу дома на каждом сантиметре пространства. Хотя Ипполит Николаевич мог при наличии второго художника откреститься от нас только эскизами и макетом дома, он довел всю работу до конца, и мы были поражены не только его проникновением в суть произведения Щедрина, но и чисто человеческими качествами художника, который прошел все стадии от замысла к завершению, не гнушаясь самой черной работы.

Эскиз к фильму » Самое последнее лето».

Я благодарна судьбе, подарившей мне время работы с Ипполитом Николаевичем Новодережкиным, ставшим в моей жизни примером истинного мастера, творящего жизнь своей душой и своими руками.

Н. БОНДАРЧУК

 


Иллюстрации к сборнику повестей и рассказов Василия Быкова.   1980 год.

Иллюстрации из книг Василия Быкова.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары