Чернакова Зоя
Чернакова Зоя Владимировна (1950) — московский художник, писатель, журналист.
Она работала токарем на заводе, плавала поваром на маленьком пароходике по Дальнему Востоку, ходила с геологами в пустыни и горы, доросла до тридцати, родила двух девочек и решила: буду художником! И стала.Поступила в Абрамцевское училище. Занялась реставрацией и хорошо освоила это дело. По просьбе церкви написала десять икон, но больше заказов не брала.
Мастерская. 1987 год.
Я встретил ее впервые еще в Битце и купил пару ее работ, за «недорого». Походила она на тот рынок месяц-другой, ее открыли, и теперь все. что она ни напишет, покупают на корню и по хорошей цене. Теперь покупатель сам идет к ней. Видел я у нее и наших и финнов, и фээргэшников, и американцев. Увозят Зоины картины.
Цирк. 1987 год.
На вопросы Зоя отвечала так:
— Пишу прямо с натуры, ничего, не выдумываю. Реалистка, Социалистический реализм? Это так же странно, как, к примеру, «реализм развивающихся стран», или «феодальный», или же «капиталистический реализм». Если писать в полном внешнем соответствии с натурой. получится внутреннее несоответствие: мы же не только видим, но и чувствуем предмет. Все углы, которые торчат, выглядят для меня острыми. Эту дверь (она показала на дверь своей комнаты) я нарисую острой, как бритва, потому что все время бьюсь об нее. Потолок нарисую круглым, потому что это — небо, домашнее.
Прятки. 1988 год.
Когда я выставлялась на Малой Грузинской, отзывы были разными, от слов благодарности до — «Покажись психиатру!»
Я показалась. Пришла к психиатру и говорю, мол, так и так, осмотрите меня и посмотрите мои работы, народ просит. Психиатр согласился, пришел на выставку и написал в той же книге отзывов: «Чернакова — молодец!», а дальше имя и профессия.
Капризная красавица. 1986 год.
Вы спрашиваете: есть ли счастье? Есть, конечно, и немало. Но не здесь, не сейчас и не со мной. Ко мне тоже приходит иногда. Внезапно, ни с того ни с сего. За ними нельзя гоняться, за счастьем и удачей. Они, как ласточки, поймать-то поймал, да они здесь же и умерли. Это то, что должно приходить само. Бороться за счастье смешно — с кем?..
Тофик ШАХВЕРДИЕВ