Чемесов Евграф

chemesov2

Чемесов Евграф Петрович (1737-1765) — русский художник-гравёр. Родом из Пензенской области. Учился у Г. -Ф.Шмидта.

 

 

Автопортрет.

 

 

 

Выходец из мелкопоместной дворянской семьи, строевой офицер, он еще в полку стал известен, как умелый рисовальщик, чем и обратил на себя внимание основателя первой российской Академии художеств И.И.Шувалова, который и помог Чемесову определить свое призвание.

Евграф Чемесов прожил всего 28 лет, а работал «лишь шесть, свершил многое и оставил яркий след в русском искусстве. «Подлинным гением в гравюре» называл его с почтительным изумлением немецкий художник Г.Ф.Шмидт.

За шесть лет Чемесов создал около двадцати работ. Каждая из них -произведение выдающееся, образец граверного мастерства. Среди ранних работ Чемесова выделяются две — гравюра «Петр Первый» с картины Натье и портрет И.И.Шувалова с живописного оригинала Ротари. Но это не просто гравированные репродукции, а вполне самостоятельные творения, ибо гравер снял условность и жеманность живописи, сделал ее благороднее, выразительнее, душевнее. За гравюру с портрета Шувалова Чемесов назначается адъюнктом, то есть помощником руководителя граверного класса академии, а затем становится его руководителем.

Евграф Чемесов самозабвенно отдавался любимому делу, словно предчувствуя, как мало времени ему отпущено. Он гравирует портреты императрицы Елизаветы Петровны.chemesov1Портрет Елизаветы Петровны.

Екатерины II, А.С.Строганова, Г.Г.Орлова, Павла, будущего императора, фельдмаршала Б.Х.Миниха, К.Е.Сиверса, И.Г.Орлова, наконец, делает наиболее известную свою работу — портрет русского актера Ф.Г.Волкова с оригинала А.Лосенко. Оставляет на листе надпись: «Желая сохранить память сего мужа, вырезал я сие лицо его изображение… по завещанию его самого, любезного моего друга… Евграф Чемесов».

И о себе он память оставил в прощальной своей, последней работе, которая увенчала его творчество, — в собственном изображении. Гравировал с оригинала, исполненного в 1763-1764 годах его другом, французским художником Ж.-Л.Веллем. Портрет очарователен изящной простотой, элегантностью, непринужденностью графического языка, вдохновенностью и глубиной. Вот какую оценку дал произведению знаток русского граверного искусства Д.Ровинский: «Сколько жизни и болезненной нежности в этом чахоточном профиле талантливого русского человека, и как в этой, кажется, последней работе Чемесова все выполнено просто и красиво!»

Еще Евграф Чемесов запомнился живописным «Автопортретом», выполненным на уровне лучших живописцев своего времени. Г.Р.Державин более чем через десятилетие после смерти Чемесова писал, вспоминая единственную встречу с художником:

Рачитель Чемесов художеств был свободных,

Художник первый он из Россов благородных.

Приятности души и сердца он являл:

О добродетели! Он Вас изображал.

Последний год жизни Чемесова был омрачен конфликтом, начало которому положило увольнение Екатериной II с поста руководителя Академии художеств И.И.Шувалова. Вместо него пришел И.И.Бецкий. Сплетни, интриги, доносы, засилье тупых чиновников в академии сделали жизнь Чемесова невыносимой. Его освободили от должности конференц-секретаря академии, а в начале 1765 года лишили звания академика и отобрали гравировальный класс. Евграф Петрович вынужден был подать прошение об отставке. Все это неблагоприятно отразилось на его слабом здоровье. Чахотка стремительно прогрессирует — и 30 августа 1765 года Чемесов умирает. Архитектор В.И.Баженов, хорошо знакомый с ним, сказал с грустью: «Сия роза от терний зависти либо невежества зачахла».

Почти на сто лет о Чемесове забывают. Лишь в 1860 году П.Н.Петров в журнале «Библиотека для чтения» опубликовал о нем статью. Правда, с огорчением оговорил, что о художнике «немногое нам удалось собрать». Да и позже о Чемесове вспоминают редко, поэтому его биография и жизнь таят много «белых пятен» и загадок. •

Евграф Кончин.

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта