Ротари Пьетро
Ротари Пьетро Антонио (1707-1762) — итальянский придворный живописец, работающий в Петербурге с 1756 года по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Написал множество портретов придворных. Имел большой успех как портретист. Имел частную студию в Петербурге. Преподавл. Ученики Ф. Рокотов, И. Аргунов.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
В 1766 году итальянец П. Ротари написал портрет наследницы Шереметевых, дочки Вареньки. Художник любовно воспроизводит черты юного создания, ее прелестное платье с воздушной отделкой, сережки в маленьких ушках… Как еще далеко до тех огорчений, которых будет преизрядно на жизненном пути девочки.
Современники, вспоминая о непомерном богатстве Петра Борисовича Шереметьева, вспоминали: «Одежды его наносили ему тягость от злата, серебра». На этом портрете граф выглядит не столько богатым, сколько просвящённым вельможей.
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметьевой.
Портрет поселянки—лучшее создание Ротари. Поселянка отличается от множества им написанных холодных жеманниц своей теплотой, непосредственностью. миловидностью, красивым и искренним чувством сопричастности ко всему, что происходит вокруг. Эта работа итальянца Ротари принадлежит России, как принадлежит ей и сам художник, скончавшийся в Петербурге в 1762 году.
Поселянка.
Глядя на «Поселянку», невольно задаешься вопросом: а кто же она? Кто мог послужить художнику моделью? Любопытно, что она не похожа на излюбленные типы Ротари, не имеет ничего общего и с другими женскими портретами художника, украшающими внутренние покои дворца. Пожалуй, ближе всего этот портрет и по настроению и по внутреннему состоянию к прекрасным образам русских крепостных актрис, отмеченных печатью «неминучей» трагедии. Вспомним «Портрет Жемчуговой» работы Н. И. Аргунова, «Сороку-воровку» Герцена, который, кстати, сам бывал в Архангельском, восхищался его сокровищами. Образ поселянки, несомненно, оказал влияние на многих художников. Особенно очевидно это влияние в работах Аргунова. Не от «Поселянки» ли берут свое начало и пленительные образы сельских мадонн Венецианова. Близок образ поселянки и женским типам Тропинина…
Не случайно и в наши дни именно у этого портрета всегда больше всего посетителей. Лишнее доказательство, что подлинное реалистическое искусство не подвластно времени.