Казанцев Кирилл
Молодые художники в Музее «Эрарта»
«Стабильность» — так называется выставка петербургских молодых художников: около полутора десятка авторов представили свои работы за последнее десятилетие в двух залах Музея современного искусства «Эрарта» Как утверждают кураторы выставки, им хотелось показать, как за это время, обозначенное лет десять назад Владимиром Путиным как период стабильности, формировались и созревали недавние выпускники промышленно-художественных академий и других вузов, ежегодно выпускающих в свет дипломированных художников. Созревание получилось своеобразным.
Действительно, если при советской власти молодой художник-монументалист мог прокормиться государственным заказом, создавая, например, мозаичные панно на тему великих строек коммунизма, то теперь группе авторов под красноречивым названием «КГБ.» пришлось оторваться от частного заказа, чтобы представить в «Эрарте» мозаики с фотографически точными изображениями стройных ножек и голых поп (работа так и называется — «Попы») или откровенно взятых с фотографий из журналов изображений девочек-подростков — белокожей и чернокожей (тоже, кстати, обнаженных).
Рядом с этими почти гламурными мозаиками — акриловые холсты Кирилла Казанцева: разбитые машины, лица людей за несколько мгновений до аварии, детали мотора, видимо, от уже разбитой машины. Тревожные штрихи, контрастные цвета, трагический сюжет — а ощущение от работы как от добротно перерисованной фотографии или от воспроизведенного кадра видеоролика из Интернета, которые дополняют надписи на английском языке.
Как и плакатная работа Дениса Патракеева: ряд людей со спины в белых футболках с надписями (тоже на английском), в которых автор пытается развенчать стереотипы о русских, сложившиеся за последнее десятилетие в мире, — русские, мол, необязательно пьют водку и живут среди медведей, они необязательно отмороженные миллиардеры или топ-модели. Работы в смешанной технике Анны Соколовой (коллажи, похожие на фрагменты комиксов с утрированными фигурками и текстами, вырывающимися изо рта), голограммы, изображение в которых варьируется в зависимости от угла зрения, Ольги Шаповаловой (три то ли мадонны, то ли чудовища с младенцем-мужчиной на руках), разрисованные заборы в исполнении участников проекта «Do plu Do» — все это производит впечатление, что молодое поколение художников так и не может (возможно, только пока) оторваться от Интернета, видео и иллюстрированных изданий и откровенно не хочет расставаться с детством. И в этом они явно демонстрируют стабильную инфантильность.
Наталья Шкуренок