Каменев Игорь
Каменев Игорь Юрьевич (1955) — советский российский художник.
Столичный художник Игорь Каменев представил на своей персональной выставке уникальный альбом, который издан в соответствии с оригинальным авторским дизайном с применением сложнейших новых технологий. Автор мечтает подарить это издание всем главам государств мира и сопроводить эту акцию воззванием.
В нем говорится, что на пороге третьего тысячелетия космическая связь, мощные компьютеры и другие открытия XX века позволяют надеяться на то, что в третьем тысячелетии человечество сможет выработать новую единую схему межгосударственных отношений.
На Крымском валу — персональная выставка Игоря Каменева. Вторая за год в самом престижном выставочном комплексе Москвы. Такого «везения» не было, кажется, ни у одного художника.
Игорю Каменеву 38 лет, половину из них он «выставляется», но сначала как участник андеграунда — подпольного искусства. Всего на его счету 30 различных выставок — от подвалов до Манежа.
Он стал известен с первой же из них «Автопортретом», который много ругали; в результате он был продан за границу и художник даже не знает, где сегодня его портрет. Каменева окрестили диссидентом, американцы дважды звали его переселиться к ним, но он никуда не трогался, бросался в конфликты с начальниками официальной живописи, организовывал товарищества и писал, писал.
Он работает практически во всех жанрах, от картины до коллажа. Мне лично нравятся его натюрморты, неожиданные сюжетами и манерой исполнения. Много преуспел он и в жанрах, которые сам же изобрел: это, во-первых, своеобразное соединение публицистики с иконописью, и во-вторых, то, что Каменев называет гиперонизмом, когда сосуществуют две крайности — гиперреализм, фотореализм как бы расщепляется приемами абстракционизма. Впрочем, это надо видеть.
В его иконографии выделяются портрет Достоевского, «Россия», «Чудо святого великомученика Георгия о змие» и «Изгнание великомученика Александра Солженицына за его правду». Техника иконописи по-особенному проявляет публицистическую мысль, недвусмысленно выражая кредо художника, его неприятие насилия и тоталитаризма. К этой группе работ примыкает и портрет А. Д. Сахарова, несомненная вершина представленной экспозиции: черты лица проступают сквозь каменную стену, каждый ряд кладки образует слово «совесть»…
Еще одна группа выставленных полотен — фантасмагорическое изображение мира. Есть в них что-то от Гойи и Сальвадора Дали, и звучат они предупреждением об опасности потери человеческого облика: остановитесь, одумайтесь!..
Пересказывать выставку?
Невозможно. Тем более такую — где соседствуют работы совершенно отличные по мысли, характеру, технике. Словно сошлись разные художники. «Но нет, это все я, — говорит Каменев, — просто меня посещают разные образы, и мне интересно передавать их разными средствами. С молодости я испробовал многое в искусстве и теперь не принадлежу ни к одному из направлений. Это и есть мое направление. Мне нравится не только писать, но быть еще режиссером, конструктором и зрителем своих картин».
Работы Игоря Каменева хранятся в коллекциях пятнадцать стран. Его мечта, однако, заслужить право выставляться ежегодно на Крымском валу. Мечта русского художника.
Георгий Меликянц