Купецкий Ян

Ян Купецкий (1667-1740) — чешский художник.
Расцвет барокко определял многообразие архитектурных форм Килиана Игнаца Динценхофера, монументальные алтари Петра Брандля и фрескрвые циклы Вацлава Варжинца Райнера. К ним относится Ян Купецкий.
Семья будущего художника принадлежащая к «чешско-братской церкви» (разновидности национального протестантизма), была вынуждена покинуть католическую Прагу и обосноваться в словацком городке Пезинок. Там Купецкий стал заниматься у некоего живописца Б. Клауса. Затем последовали Вена, Венеция, Рим. Купецкий внимательно изучал колористические завоевания венецианцев. «Вечный» город поразил его величием шедевров Высокого Возрождения. Большое влияние на него оказали Бернардо Строцци, Витторе Гисланди, Иоганн Карл Лот и др. Специализируясь в портретном жанре, он стал одним из ведущих мастеров Рима. Около 1707 года Купецкий написал свой портрет для коллекции автопортретов выдающихся художников галереи Уффици во Флоренции.

Спустя 20 лет художник переехал в Вену, где его буквально засыпали заказами. Мастерская Купецкого обрастала учениками и подмастерьями. Работы прославленного мастера копировались в столь большом количестве, что порою своей популярностью затмевали оригиналы.

Шумный столичный город, вероятно, мало отвечал склонности художника к меланхолии, внутренней замкнутости, медитации. Не останавливаемый успехом и славой, он переселяется с семьей в город мастеров — Нюрнберг, где проводит последние годы своей жизни (1723 — 40). Здесь он погрузился в изучение фламандской и голландской живописи. Его портреты стали сдержаннее, колорит в своих тоновых разработках — богаче и тоньше.
Каковы были связи художника со своими соотечественниками? К сожалению, однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Известно, что его связывали дружеские отношения с Петром Брандлем, к картине которого «Аллегория скульптуры» Купецкий написал парную «Аллегорию живописи».

Но обратимся к творчеству художника и рассмотрим подробнее наиболее известные произведения. В 1709 году Купецкий воплотил на полотне образ венского миниатюриста Карла Бруни, в котором он мастерски использовал элементы французского репрезентативного портрета. Художник сосредоточил свое внимание не на раскрытии внутреннего мира модели, а на престижной значимости своего героя. Купецкий дает возможность зрителю насладиться красотой и великолепием холодных тонов голубого халата, в который не без некоторой доли театральности облачен молодой человек. Он небрежно расположился в кресле, любуясь миниатюрой, а вернее, показывая себя.

Интересна история возникновения портрета Петра I из Брауншвейга. В 1711 году во время пребывания в Карлсбаде император познакомился с работами Купецкого. Они произвели на царя исключительное впечатление. Сразу же последовало приглашение приехать в Россию. Испуганный художник отклонил лестное приглашение, опасаясь сурового нрава российского самодержца, но вместо — себя рекомендовал своего ученика И. Г. Таннауэра. Купецкому все же пришлось выехать из Вены для написания портрета Петра. На всякий случай художник запасся грамотами чуть ли не дипломатического характера. В них предписывалось придворному живописцу (каковым Купецкий не был) вернуться в столицу через 6 месяцев.

Между Петром и Купецким сложились дружеские отношения. Он признавался, что никто из высоких особ не вызывал у него столь глубокой симпатии, как Петр. «Русские — люди, у которых есть душа», — говорил портретист.

Петровский портрет был широко известен в Европе по многочисленным копиям и гравюрам. Несмотря на традиционную барочную формулу репрезентативного портрета, в нем ощутим личностный подход к воплощению образа великого преобразователя России. Петр, облаченный в латы, с наброшенной поверх леопардовой шкурой, опирается жезлом на дуло пушки. Его мощная фигура закрывает поле битвы, о которой мы догадываемся по клубящемуся дыму выстрелов. Взгляд, направленный на зрителя полон уверенности и силы.

Известен один визит в Прагу в 1716 году — портреты Хедвиги Франтишки Вуссин, дочери гравёра, изображены на тёмном фоне в зеленоватом платье. Узкое лицо резко выделяется, в отделке выреза платья художник использовал эффект розового и серебристого, перекликающегося с розой в припудренных волосах парика. В изящном движении руки с букетиком ощутима непосредственность ребёнка.

Портрет  М.Крайзингера    1735 г

В портрете М.Крайзингера (1735 г.) крупное обрюзгшее лицо. Взгляд, излом губ пронизаны снисходительностью. Его словно оторвали от медитации, и он ждёт, когда его оставят в покое.
За жизнь Купецкий нарисовал 20 портретов. Созданные для себя, они отмеченны сосредоточенностью. В 18-м веке явление редкое.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта