Строцци Бернардо
Бернардо Строцци (1581-1644) — итальянский художник, последователь Караваджо. Его картина «Старая кокетка» — один из вариантов, повторенных самим автором. Его картина на старую как мир тему о бренности жизни и человеческой плоти. Роза в руке кокетки и отражённая в зеркале — символ быстротечности жизни и увядания красоты.
Сегодня о коллекции Брокара могут рассказать разве что историки, а в конце позапрошлого века она пользовалась популярностью. На протяжении десяти лет в выставочном зале Верхних торговых рядов, то есть нынешнего ГУМа, устраивались сменные экспозиции из этого собрания. Это был своего рода частный музей, открытый для широкой публики. И действительно, после смерти Генриха Брокара его вдова основала-таки музей в их семейном особняке. Он просуществовал до 1923 года, после чего коллекцию расформировали. Сокровища разошлись по разным государственным учреждениям, в том числе попали в Пушкинский и Исторический музеи, в Третьяковку, в провинциальные институции. А многие экспонаты канули бесследно — время было смутное.
Так и получилось, что о Брокаре забыли на десятки лет в отличие от его коллеги Павла Третьякова. Объясняется это не только тем, что Третьяков собирал русское искусство, а Брокар—в большей мере западное. Денег у Брокара хватало на любые причуды: начав свою карьеру с приезда в Москву из Франции в возрасте 26 лет, он быстро продвинулся в бизнесе—выпускал парфюмерию и предметы гигиены не только для знати, но и для всех слоев населения. К примеру, многие россияне научились читать благодаря детскому мылу с буквами алфавита. Напоминанием о «Товариществе Брокар и Ко» до сих пор служит здание фабрики «Новая Заря».
Разумеется, попытка реконструировать сегодня ту коллекцию выглядела бы чистейшим безумием. Кураторы из Пушкинского музея воспользовались в первую очередь теми экспонатами, которые есть в ГМИИ. Надо сказать, что, несмотря на эклектичность собрания Брокара, в нем имелось немало безусловных шедевров скажем, «Изгнание торгующих их храма» кисти Рембрандта или «Старая кокетка» Бернардо Строцци. В итоге набралось около сотни произведений, которые неуемный Генрих Брокар выудил в свое время из пучин антикварного рынка.
Не всех авторов удалось идентифицировать — некоторые фигурируют под грифом «неизвестный художник». К тому же напоминает о себе и жанровая эклектика: достаточно сказать, что наряду с произведениями изобразительного искусства показана подборка ритуальных масонских предметов. Удивительный человек с переменчивыми вкусами, но не будь его, российские музеи недосчитались бы многих ценных экспонатов в фондах.
Дмитрий Смолев.