Куманьков Евгений

Куманьков Евгений Иванович (1920-2012) — советский художник, график, художник-постановщик театра и кино.  Родом из Смоленска.  Окончил ВГИК (художественный факультет). Главный художник Малого Театра. Художник кинофильмов «Иван Васильевич меняет профессию»,  «Метель», «12 стульев», «Не может быть», и другие.

 

 

 

 

Народный художник России Евгений КУМАНЬКОВ передал в дар Государственному музею А.С. Пушкина 125 своих картин.

С полотен художника смотрит не имперская и гламурная, не сытая и неоновая, а тихая и неброская, трогательная и… настоящая Москва. Та, которую можно видеть только сердцем. В которой так много тепла и света родного города. Та, которую мы любим «до мурашек», но не замечаем в каждодневной суете и, увы, так часто навсегда теряем. К счастью, случается, что эту Москву нам возвращают из небытия. Увидеть одно из таких чудесных «возвращений» москвичи могут сегодня в Музее И.С.Тургенева на Остоженке (филиал Государственного музея А.С. Пушкина), где открылась выставка работ Евгения Куманькова, подаренных художником музею и городу.

Евгений Иванович Куманьков, в прошлом году отметивший своё 90-летие, — признанный мастер в мире изобразительного искусства. Его работы, персональные выставки, альбомы всегда становились запоминающимися событиями в культурной жизни страны. Произведения художника находятсяв десятках музеев и галерей России и зарубежных стран. В декабре 2010 года Евгений Куманьков сделал щедрый дар московскому пушкинскому музею, передав ему большую коллекцию своих работ, объединённых одной темой.

Москву — свой любимый город — художник писал всю жизнь. «Всё чаще и чаще обнаруживалось, что многое, чем я любовался и с чем буквально дружил многие годы, стало безжалостно истребляться. Потери я воспринимал трагически, как нечто личное, как собственную боль, почти физическую…» -писал в своих воспоминаниях художник. Неутомимо и, может быть, даже несколько одержимо, пытаясь успеть сделать больше, Евгений Куманьков не просто рисовал, но, как теперь понятно, спасал Москву, запечатлевая навсегда разрушаемые кварталы, «уходящие в небытие» арбатские, остоженские, пречистенские, замоскворецкие переулки и дворы.

Многие из дорогих художнику московских адресов связаны с именами славных представителей великой русской культуры -художников, писателей и, конечно, с именем Пушкина. Поэтому для Государственного музея А.С. Пушкина значение творчества Евгения Куманькова особенно велико, понятна и разделяема его боль. И с тем большей благодарностью и восторгом принимает сегодня Музей А.С. Пушкина личный дар художника.

Выставочная композиция на Остоженке «Москва!.. Святая родина моя!» представляет большую часть подаренной пушкинскому музею коллекции. Первые московские сюжеты Евгения Куманькова датируются 50-ми годами, последние — 2009 годом. «Весна на Арбате», «В окнах зажигается свет. Знаменка», «Лунная ночь. Большая Молчановка», «Угол Вспольного и Гранатного переулка»,«Дом мастера. Мансуровский переулок», «Осень на Собачьей площадке», «Дом Бобринского на Малой Никитской», «Раннее лето на Рождественском бульваре»… Названия картин — как долгожданное путешествие по городу! Какое это наслаждение — неспешно гулять по московскому центру, брести по улицам и переулкам, заглядывать во дворы, присаживаться на лавочкина бульварах, заходить в маленькие кафе, — может знать только тот, кто хоть раз выходил на такую прогулку.

 

В Справочнике членов Союза художников СССР возле фамилии Евгения Ивановича Куманькова значится: художник кино. Но в узкие рамки этого звания личность Куманькова не умещается. Монография об одном из интересных художников советского кинематографа В. Е. Егорове (Куманьков считает его своим учителем); альбом пастелей и рисунков Куманькова, объединенных названием «На родине Ильича», изданный к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина; полемическая статья «Нужен ли художник кино?» в первом выпуске сборника «Советские художники театра и кино — 75»; наконец, альбом прекрасных акварелей «Москва… Как много в этом звуке!…». Разве все это не говорит о многогранности дарования художника, владеющего кистью, карандашом, страстным пером искусствоведа и публициста?!

Да, художественное образование Е. И. Куманьков получил во ВГИКе, долгое время работал на «Мосфильме» и сейчас, являясь главным художником Малого театра, продолжает плодотворно сотрудничать с кинематографом. Впрочем, значит ли, что художник кино — узкая профессия? Вот что говорит об этом сам Евгений Иванович:
«… Все, что бы ни делал художник в кино, — его художественный вклад в синтетическое произведение, называемое фильмом, только тогда может стать произведением искусства, если в нем заключен личный вклад художника… Его творение, как и творение любого художника, может стать искусством лишь в том случае, если оно исповедально, если оно несет свет его, художника, личности».

И слова эти — не догма, не декларация. Потому что все, что сделано Куманьковым для кино (к сожалению, не так уж много, но в том не его вина), все это отмечено «светом личности» художника, его своеобразным видением, его талантом.

Эскизы к фильмам «Садко» и «Илья Муромец» (реж. А. Птушко), при их исторической достоверности, являли собою самостоятельные, удивительные по силе воздействия произведения, воспевающие красоту Древней Руси, поэтичность далей, героическую мощь русского народа. Экранизации «Капитанской дочки» (реж. В. Каплуновский) и «Метели» реж. В. Басов) не стали, увы, значительным вкладом в кинематографическую «Пушкиниану», однако работа Куманькова была особо отмечена, ибо художнику удалось в эскизах постичь дух пушкинских произведений, передать в образах героев и в интерьерах поразительную глубину прозы русского гения (недаром работа художника над «Капитанской дочкой» была удостоена премии на Всесоюзном кинофестивале 1959 года). Наиболее полно на персональной выставке Е. Куманькова были представлены станковые серии художника, его неповторимые уголки старой Москвы, а из огромного количества эскизов к «Войне и миру» Куманьков отобрал для выставки всего три: «Лестница в доме Безуховых», «Старый князь Болконский» и «Отъезд князя Андрея из Лысых гор».

куманьков14

Неосуществлённый эскиз к фильму «Война и мир».

И они смотрятся не как эскизы к фильму, а как живущие своей особой жизнью творения. Пейзаж у Куманькова — это всегда настроение. В «Отъезде князя Андрея…» — тревога, сгущаются черные тучи не только над имением Болконских — над Россией.

В станковых акварелях Куманькова, в его эскизах к фильмам мы часто встречаем деревья — один из излюбленных мотивов художника. У каждого дерева — своя жизнь, своя «судьба», даже своя «психология». Вот эскиз «Старый князь Болконский». Как созвучен «образ» скрюченных от ветра и холода ветвей за окном образу князя — непростая и долгая жизнь, прочные корни, вросшие в землю навек, объединяют и фигуру старого человека, и старое дерево, глядящее в переплет высокого окна. Куманьков поразительно тонко чувствует натуру и умеет передавать на холсте, на листе бумаги в незамысловатом мотиве трепетность, поэзию, проникновенность… Досконально изучил художник не только дряхлые московские переулочки, он много поездил по старым русским городам, стремясь запечатлеть то, что уходит в небытие… Все, уверен он, что схвачено его зорким глазом, все может пригодиться потом, когда в эскизах к спектаклю, к фильму ли он станет воссоздавать увиденное. У всех на памяти остроумные, оригинальные интерьеры Куманькова к комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Мещанский «рай» мадам Грицацуевой, оклеенный «с ног до головы» заграничными снимками «салон» Эллочки Щукиной, дворницкая… Мы воочию лицезрели этот затхлый мирок, высмеянный Ильфом и Петровым. Можно ли забыть и Дом народов в стиле «модерн», с его конвейером, запутанными коридорами и лестницами!

куманьков3

куманьков4

Эскизы к фильму «Инкогнито из Петербурга».

Встреча Куманькова с замечательным советским комедиографом послужила началом интересного творческого сотрудничества — во всех последующих гайдаевских фильмах («Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга») Куманьков был художником-постановщиком. «Восемь лет работаем мы с Евгением Ивановичем, — говорит Леонид Гайдай. — Сделали четыре картины. Куманьков не просто прекрасный художник. Это удивительный мастер, умеющий не только мыслить образами кино, но досконально знающий материал, над которым он работает. Вот, скажем, булгаковская комедия… Сколько тут фантазии, искрометности, волею «машины времени» столкнулись, перемешались две такие далекие эпохи!.. Куманьков не только выстроил декорации в павильонах, он отыскал натуру, где мы снимали эпизоды царствования Ивана Грозного. И зощенковские рассказы, и гоголевский «Ревизор» — не знаю, как бы все это воплотилось на экране у другого художника, не берусь предсказывать… Но то, что делает Куманьков, считаю единственно нужным решением, единственно верным. Словом, поразительное чувство времени, стиля, юмора. Мастер — и этим, пожалуй, все сказано».

куманьков7

Эскиз к спектаклю «Царь Фёдор Иоаннович».

Да, Евгений Иванович Куманьков — Мастер. Оформленный им на сцене Малого театра «Царь Федор Иоаннович» явился событием как в театральной, так и в художественной жизни Москвы. Признанный мастер сценографии и кинодекорации, прекрасный художник-график и живописец — таков диапазон творчества Куманькова. Художник кино? Что ж, пусть справочник скромно именует его этим термином, вмещающим так много. Настоящему кинематографу необходимы крупные, самобытные художники, которые способны своей культурой, талантом и мастерством обогатить произведение киноискусства, сделать его подлинно изобразительным и в истинном значении художественным фильмом.

Ю. БАКЛАКОВА
Художник кино. Какова его роль в создании фильма? Как соотносятся в его работе искусство и ремесло, живопись и кинематограф? На эти вопросы дает ответ творчество художника Евгения Куманькова. Сложилась его киносудьба далеко не просто. Впрочем, все или почти все внешне обстояло блестяще…

Евгений Куманьков был одним из самых первых выпускников декоративно-оформительского факультета ВГИКа.

1943 год. Фильмов тогда ставилось немного, получить самостоятельную постановку было нелегко. Однако уже в 1944 году Куманьков оформляет (вместе с Е. Свидетелевым) картину «Родные поля». Она не составила эпохи в отечественном кино, но дебютанты сразу зарекомендовали себя подающими надежды профессионалами. Знаменитым «Садко» (1953 г.) Куманьков и Свидетелев подтверждают свой высокий профессионализм, создают себе кинематографическое имя. Особый же резонанс в художественной среде получает его первая «единоличная» работа в фильме Птушко «Илья Муромец».(1956 г.).

Главная тема этой ленты — эпическое величие нашей родины. Она решается Куманьковым в звонких, мажорных тонах, в пластически строгих архитектурных формах. Художник здесь изобразительно верен эпохе и исторической среде, которую изучал с тщательностью ученого. В то же время его эскизы эмоционально насыщены и непосредственны.

Я очень люблю эскиз Куманькова «Илья на печи». Красная горница с низко скошенным, потолком. На стене Спас, грозно смотрящий на зрителя. В центре печь. На ней-то сидня-сиднем и сидел наш герой тридцать лет. Думу думал. Но пришли к нему «калики перехожие» и призвали его биться «со всяким богатырем и со всей поляницей удалою». Слушает их Илья и гневом и злостью на врагов Руси наливается.

Уверенным штрихом передает Куманьков массивность, основательность, тяжелодумность героя и одновременно его пробуждающуюся энергию и решимость к подвигу во имя родины.

куманьков6

Эскиз к «Пиковой даме».   У дома графини.

Куманьков — страстный поклонник Пушкина. Сегодня мы публикуем его эскиз из живописной сюиты, сделанной просто так, «для себя», по «Пиковой даме». О Пушкине художник может говорить часами, не меньше чем о любимом им Кустодиеве, искусство которого оказало на Куманькова немалое влияние. Понятно, с какой радостью и вдохновением работал он над фильмами «Капитанская дочка» и «Метель». Его эскизы светлы, лиричны, изящны. (Фильмы же, особенно второй, к сожалению, не были полностью удачными.)

Большой, сложный и тяжелый период в жизни художника— работа над киноэпопеей «Война и мир». Было создано великое множество эскизов, раскадровок, экспликаций, которые широко публиковались в прессе. А потом Евгений Иванович ушел с картины. Эстетический «зазор» между художником и режиссером оказался на этот раз слишком глубоким, творческого и человеческого контакта не получилось. Кто здесь виноват? Это уже не играет роли. Так или иначе эскизы Куманькова к роману «Война и мир» являются вполне самостоятельными произведениями станковой живописи, они часто теперь экспонируются на всевозможных выставках, многие из них куплены музеями.

куманьков10

Окно.

куманьков12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Париж.

куманьков11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Монмартре.

Тема личности и истории — одна из магистральных в творчестве Евгения Куманькова. Глубокое свое воплощение она нашла в альбоме «На родине Ильича» (1969 г.).

Куманьков, с одной стороны, делал множество рисунков с натуры — в комнатах дома Ульяновых, в гимназии-школе, на улицах и в окрестностях города. С другой стороны, художник ревностно изучал иконографический материал в краеведческом музее, архиве, библиотеке, в частных собраниях. Как он сам потом писал, «постепенно  Симбирск сформировался в моем сознании почти как реальность».

Вся эта огромная, длившаяся семь лет, трудоемкая работа резюмировалась в картинах, которые изображали родину Ильича как нечто целое и законченное. Сейчас уже невозможно отделить изображенное художником с натуры от реконструированного по источникам…

Почти пять лет (с 1966 г.) фамилия Евгения Ивановича не встречалась в титрах новых фильмов. Приглашения в киногруппы были, но он от них отказывался: картины были малоинтересными. Одной работой — над фильмом «Встреча на далеком меридиане» — он увлекся, написал любопытные эскизы, однако постановка не состоялась. Куманьков стал поговаривать, что кинематограф вообще не его удел. Но старая любовь не ржавеет. Как-то само собой, незаметно завязались контакты между Куманьковым и Леонидом Гайдаем, контакты на первый взгляд парадоксальные. Первый» никогда не работал в жанре комедии, да еще эксцентрической. Второй никогда не считался «изобразительным» режиссером. Однако Куманьков всегда испытывал тягу к гротеску, а Гайдай — к яркой пластике. Так эти два мастера встретились и подружились на постановке «Двенадцати стульев».

О фильме «Двенадцать стульев» была большая пресса. Однако вновь повторилось то, что стало в критике уже скверной традицией; труд художника остался вне внимания. А жаль.

Многие куманьковские эскизы — это яркие картины, портреты-шаржи провинциального мещанства, размышления о его живучести и ограниченности. Не щадит художник и «великого комбинатора». В соответствии с общим режиссерско-сценарным замыслом он изображает Остапа жуликом-авантюристом. Здесь, правда, в палитру выразительных средств художника входит добродушно-ироническая, сожалеющая интонация (эскизы «В дворницкой», «Остап на спевке хора»). Все-таки Бендер — занятный парень. Неглупый, остроумный, энергичный, но — кто тут виноват?— пошедший по ложному пути.

куманьков17

Эскиз к фильму «Двенадцать стульев».  Пристань в Нижнем.

куманьков15

Эскиз к фильму «Двенадцать стульев».  Финал.

куманьков16

Общежитие.

куманьков9

Эскизы костюмов к фильму «Иван Васильевич меняет профессию, или совершенно новые приключения Шурика» Бояре.

куманьков5

Управдом Бунша в царском костюме

В фильме «Двенадцать стульев» художник просматривается почти во всех эпизодах, снятых в декорациях. Впрочем, не всегда эскиз и кадр абсолютно схожи друг с другом. Но главное, что куманьковские эскизы и раскадровки в целом обогатили пластический язык киноизображения, насытили его новыми «эпитетами» и «метафорами».

В коллективном искусстве кино важен общий итог — конечный образ фильма. Но чтобы этот образ сложился, необходима в процесе работы максимальная отдача всех соавторов. Куманьков «не делит» себя на станковиста, графика, театрального оформителя, кинодекоратора. Он един. И разен. Он умеет работать в тиши мастерской — у мольберта и за письменным столом и в суматохе кинопроизводства. Если только эта суматоха не суетная, а живая, творческая работа и если люди, делающие фильм, уважают друг в друге талант и мастерство.

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары