Куликов Иван

kulikov i s 11

 

Куликов Иван Семёнович (1875-1941) — русский советский художник.

 

 

 

 

 

 

Автопортрет.    1928 год.

 

Муром. Древние стены монастырей и храмов хранят многочисленные произведения искусства — иконы XV—XVI столетий, предметы народного обихода. Барские особняки в центре и жалкие лачуги горожан на окраинах. Безземельные крестьяне прилегающих деревень в поисках работы переселялись в Муром на заработки. Среди них оказались и бывшие крепостные Семен Логинович и Александра Семеновна Куликовы с четырьмя дочерьми. Они поселились в подвале одного из домов на улице Рождественской. Семен Логинович вскоре стал незаурядным маляром и кровельщиком. В 1875 году в их семье родился сын Иван, который первые годы жизни большей частью жил в деревне Афанасово у родителей отца.

«Деревня мне мила была с раннего детства. Я был всегда рад поехать в деревню,— вспоминал позднее Иван Семенович.— И одевали меня по-деревенски, в простую рубаху и штаны из чертовой кожи. Летом в деревне было очаровательно… водили хороводы. Простые рубахи и сарафаны из кумача ярко горели на фоне зелени. Зимой тоже интересно было… Все впечатления детства были мне милы всегда и послужили потом темами для многих моих картин».

Еще в уездном училище Куликов проявляет- способности к живописи, на что обратил внимание педагог по рисованию. По окончании училища Иван начинает работать в артели вместе с отцом, осваивает нехитрые специальности маляра и кровельщика, одновременно мечтая быть художником.

«В зимние вечера я любил ходить под окнами… мастерских и смотреть, как писали иконы… Яркие краски невольно приковывали мое внимание, и я подолгу любовался живописью»,— вспоминал художник.

 kulikov i s 006 1 Пастушок.   1914 год.

…..Уже на первых занятиях в мастерской Репину понравился этюд с натурщицы, сделанный Куликовым. Обратив внимание всех учеников, Репин сказал: «Вот что нужно, смотрите, какой рельеф!» Это, казалось бы, незначительное замечание вдохновило молодого художника. И в дальнейшем Илья Ефимович не оставлял без внимания своих учеников. В одном из писем Куликову он писал: «Недавно… я взглянул на Ваш этюд девочки… Я залюбовался: это внушительная вещь. Какая пластика, какая живопись! Какая моделировка! Большой мастер писал этот этюд».

Во время занятий в Академии Куликов пробует свои силы в портретной живописи. К этому времени относятся портреты родителей, актера Зайцева, Б. М. Кустодиева, близких и друзей. Среди этюдов выделяется «Деревенские портные» (1897), на который на отчетной ученической выставке обратил внимание известный художник А. Цорн, отметив, что автор этого этюда «далеко пойдет».

Куликов делает попытки и создания композиций: «Уголок в мещанском доме», «Комната студента», «Похороны богатого и бедного», «Купеческий бал».

Ранние композиции предопределили направление и развитие всего творческого пути художника, который в самых первых работах проявил свое отношение к простым людям, одновременно сочувствуя им и восхищаясь ими. «Параша», «Прачка», «Пряха», «Пряхи», «Портрет моей матери», «В крестьянской избе» — сами названия произведений подтверждают творческое кредо начинающего художника, художника-бытописателя, художника-крестьянина.

«Пряха» и «Пряхи» сразу же приобретаются известными коллекционерами Свешниковым и Цветковым. «Пряхи» получает премию Общества поощрения художеств — одну из важнейших наград для начинающих живописцев. «Параша» приобретается музеем Академии.

В дальнейшем художник усложняет композиции и создает многочисленные произведения на тему муромских ярмарок и базаров. В торговом городе они были неотъемлемой частью городского быта. «В конце июня и в начале июля,— пишет в своих воспоминаниях Иван Семенович,— открывалась на две недели муромская ярмарка. Съезжались купцы… Приезжали артисты, так как на ярмарке был летний драматический театр, балаганщики с Петрушкой, карусели, перекидные качели, цирк и тому подобные увеселения. Торговали разными сластями. Съезжались окрестные жители, и город в течение двух недель наполнялся народом. Было шумно, весело и нарядно… Слепые сидели на мосту и пели… Запах кумача, свежей скошенной травы, которую жевали лошади у своих телег, пахнущих дегтем,— все это в солнечный день имело свою прелесть…»

kulikov i sЯрмарка в Муроме.    1910 год.

В праздничный день», «Базар у карусели», «Базар с баранками», «Ярмарка в Муроме»… Праздничная толпа в ярких костюмах: кумачовые рубахи перекликаются с ярко-зелеными сарафанами и разноцветными платками. Все пространство забито жбанами, ковшами, туесами, прялками. Рассматривая картины, ощущаешь толпу с ее говором, смехом, весёлым шумом. Слышишь незамысловатую музыку балаганов и детских свистулек, барабанов и дудочек. Но тут же и нищета… Слепцы с мальчиками-поводырями. Полуистлевшая от носки, выгоревшая на солнце одежда, холщовые полупустые торбы и корзины для подаяний…

В начале XX века Товарищество передвижников все еще оставалось носителем лучших традиций изобразительного искусства. Поэтому не было случайностью участие Куликова на выставке Товарищества в 1908 году, где он выступил уже как сложившийся художник — продолжатель русской реалистической школы.

kulikov i s 003У околицы.   1913 год.  Фрагмент.

Илья Ефимович дал высокую оценку произведениям своего ученика. «Я с удовольствием смотрел на Вашу картину «Старушка с курами на дворе»,— писал Илья Ефимович. «Вы истинный художник… Работы Ваши дышат свежестью, здоровьем…» — писал он в другом письме.

Как у многих мастеров начала XX века, диапазон творчества Куликова многообразен. В 1906—1916 годах художник пишет картины на историческую тему: «Убор невесты», «В боярском тереме», «Боярышни в саду», «В русском наряде» и другие.

kulikov i s 005 1В русском наряде.   1916 год.

Он берет не конкретные исторические события, а сцены из прошлого своего народа, показывая красоту русских женщин, высокий вкус и мастерство народных умельцев.

Историческая тематика не стала главной в творчестве художника, она явилась результатом увлечения историческим прошлым русского народа, поисками древнерусского национального костюма и предметов народного быта. По этому поводу И. Е. Репин писал: «Очень порадовался, что Вы занимаетесь собиранием русских древностей — это доброе, созидательное дело». Куликов изучает археологию и этнографию, принимает участие в археологических раскопках.

На Всемирной выставке изобразительного искусства в Льеже в 1905 году за «Портрет моей матери» он награждается Большой Серебряной медалью. Участие в ежегодных весенних выставках, международных выставках изобразительного искусства создало о Куликове славу как об одном из самых талантливых современных русских художников реалистического направления.

«Куликов — художник будущего. Это великая сила, и его золотой талант должен быть признан как крупная общественная ценность»—так писал журнал «Изобразительное искусство».

В 1915 году популярность художника настолько возросла, что «за известность на художественном поприще» он удостоен звания академика живописи.

Великую Октябрьскую революцию он встретил в расцвете творческих сил. С первых же дней Советской власти Куликов включается в общественную жизнь. Принимает активное участие в охране памятников истории, архитектуры, искусства. Становится организатором Муромского краеведческого музея, куда передает свои ценнейшие коллекции древнерусского костюма и прикладного искусства, а также свои лучшие произведения. Организовывает рисовальные курсы. Участвует в художественном оформлении города в дни революционных праздников.

kulikov i s1Юнгштурм.   1928 год.

Значительную часть жизни Куликов прожил в своем родном городе, где им создано большинство произведений. Он воспевал родную землю, ее красоту, нравы и обычаи малой родины. Будучи академиком живописи, Куликов все время находился среди близких ему по духу крестьян, которых привлекал его мягкий характер и которых он беззаветно любил и уважал.

В начале Великой Отечественной войны художник передает многие свои произведения в госпитали. Внезапная смерть 15 декабря 1941 года прервала творческую деятельность певца народной жизни. В мастерской, где творил художник почти четыре десятилетия, открыт мемориальный музей.

К сожалению, из-за ограниченных площадей муромских музеев многие произведения Куликова находятся в запасниках. Видимо, настало время открытия в Муроме картинной галереи, о которой художник мечтал в довоенные годы.

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта