Седов Владимир

Седов Владимир Николаевич (1950) — российкий художник, мастер лаковой миниатюры из Холуя.

sedov 001Шкатулка » Сказка о золотом петушке» .    1979 г.

Холуй — одно из старинных русских поселений, имеющее многовековую историю. Слово холуй — из нарицательного диалекта: холуй — коряга в реке, песчаный нанос. По Далю, холуй, холуйник — плетень, рыболовный яз. В старые времена эти места были богаты рыбой. В реках сооружались плетеные ловушки — холуи для ловли рыбы.

В Ивановской области существовало несколько сел, называвшихся Холуй. Нынешний Холуй раскинулся по обеим сторонам реки Тезы недалеко от впадения ее в Клязьму. Жители Холуя занимались рыбной ловлей, промыслом бобра и пушного зверя, солеварением, а позже и иконописанием.

В XIX веке Холуй превращается в крупное торговое село, становится волостным центром. Холуйская волость состояла из 9 сельских обществ, в которых было 24 селения и поселка. В Холуе имелась гимназия, школа иконописания с 6-летним сроком обучения, почтовая станция, больница, телеграф. Интересный факт: в 1873 году почтовая станция в Холуе получила за год 5344 экземпляра газет и журналов. Все это свидетельствует о довольно высоком уровне культуры Холуя того времени.

Рядом с Холуем, на пустоше Борок, произошло соединение войск Минина и Пожарского. Этому событию впоследствии было посвящено немало произведений холуйских художников.

Искусство иконописания в Холуе восходит к XVI столетию. Иконописцы в работе над иконами обязаны были следовать канонам, определенным Московским собором 1551 года. Холуйцы нередко пренебрегали ими, выходили за установленные жесткие рамки. Особая манера иконописи холуйцев вызывала беспокойство. В грамоте царя Алексея Михайловича, написанной в 1668 году, указывалось: «В некой веси суздального уезда, иже именуемой село Холуй, поселяне пишут святые иконы без всякого рассуждения и страха с небрежением и неподобно… и тем иконописцам впредь святых икон не писать и о том всем посылать грамоту патриаршего разряду».

Удачное географическое расположение Холуя обеспечивало тесные связи со многими населенными пунктами Московского государства, способствовало производству икон на продажу. Создавались в основном «расхожие» картины, которые писались «возами» и, естественно, не отличались высоким мастерством. Правда, существовали и отдельные произведения высокого художественного уровня. Холуйцев неоднократно привлекали для обновления стенописи в соборах Московского Кремля. Они участвовали в росписи церквей в России и за ее пределами. О высоком искусстве холуйской иконописи свидетельствуют произведения И. А. Рослякова, И. Д. Шахова, И. Бестемянникова.

Для холуйской иконописи характерна определенная реалистическая трактовка образов, живописность манеры, многоцветность колорита.

Д. Л. ПИРОГОВА

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта