Седов Владимир
Седов Владимир Николаевич (1950) — российкий художник, мастер лаковой миниатюры из Холуя.
Шкатулка » Сказка о золотом петушке» . 1979 г.
Холуй — одно из старинных русских поселений, имеющее многовековую историю. Слово холуй — из нарицательного диалекта: холуй — коряга в реке, песчаный нанос. По Далю, холуй, холуйник — плетень, рыболовный яз. В старые времена эти места были богаты рыбой. В реках сооружались плетеные ловушки — холуи для ловли рыбы.
В Ивановской области существовало несколько сел, называвшихся Холуй. Нынешний Холуй раскинулся по обеим сторонам реки Тезы недалеко от впадения ее в Клязьму. Жители Холуя занимались рыбной ловлей, промыслом бобра и пушного зверя, солеварением, а позже и иконописанием.
В XIX веке Холуй превращается в крупное торговое село, становится волостным центром. Холуйская волость состояла из 9 сельских обществ, в которых было 24 селения и поселка. В Холуе имелась гимназия, школа иконописания с 6-летним сроком обучения, почтовая станция, больница, телеграф. Интересный факт: в 1873 году почтовая станция в Холуе получила за год 5344 экземпляра газет и журналов. Все это свидетельствует о довольно высоком уровне культуры Холуя того времени.
Рядом с Холуем, на пустоше Борок, произошло соединение войск Минина и Пожарского. Этому событию впоследствии было посвящено немало произведений холуйских художников.
Искусство иконописания в Холуе восходит к XVI столетию. Иконописцы в работе над иконами обязаны были следовать канонам, определенным Московским собором 1551 года. Холуйцы нередко пренебрегали ими, выходили за установленные жесткие рамки. Особая манера иконописи холуйцев вызывала беспокойство. В грамоте царя Алексея Михайловича, написанной в 1668 году, указывалось: «В некой веси суздального уезда, иже именуемой село Холуй, поселяне пишут святые иконы без всякого рассуждения и страха с небрежением и неподобно… и тем иконописцам впредь святых икон не писать и о том всем посылать грамоту патриаршего разряду».
Удачное географическое расположение Холуя обеспечивало тесные связи со многими населенными пунктами Московского государства, способствовало производству икон на продажу. Создавались в основном «расхожие» картины, которые писались «возами» и, естественно, не отличались высоким мастерством. Правда, существовали и отдельные произведения высокого художественного уровня. Холуйцев неоднократно привлекали для обновления стенописи в соборах Московского Кремля. Они участвовали в росписи церквей в России и за ее пределами. О высоком искусстве холуйской иконописи свидетельствуют произведения И. А. Рослякова, И. Д. Шахова, И. Бестемянникова.
Для холуйской иконописи характерна определенная реалистическая трактовка образов, живописность манеры, многоцветность колорита.
Д. Л. ПИРОГОВА