Анисфельд Борис

Ниоткуда — с любовью

Анисфельд Борис (Бер) Израилиевич (1878-1973) русский художник, проживавший в Америке.

Выставка «Американские художники из Российской империи» стала второй в цикле «Искусство русской эмиграции» которую открыли «Русские в Париже» В нескольких залах на втором этаже Корпуса Бенуа представлены около 100 картин и скульптур из 40 музеев, галерей и частных коллекций США, большая часть работ впервые приехала в Россию. Выставка проводится совместно с Фондом международного искусства и образования (Вашингтон).

anisfeld

Зрители у холста Б.Анисфельда

 «Этим циклом выставок мы ставим задачу вернуть русскую художественную эмиграцию российским зрителям, изучить ее и предложить следующим поколениям ответить на те вопросы, которые накопились у нас за время знакомства с искусством русской эмиграции в Америке, — говорит Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея. -Уверены, что выставка даст огромную пищу для размышления особенно молодым, тем, кто только начинает знакомство с мировым художественным процессом — она поможет правильно понять историю мировой культуры».

Имена большинства художников, уехавших из России и Советского Союза в США до конца 30-х гадов, были фактически вычеркнуты из российской истории искусств на долгие десятилетия. Их условно можно разделить на три группы. Первая — те, кто прибыл в Штаты уже сложившимся художником, но довольно быстро воспринял все американское. Вторую группу представляют те, кто уехали, став знаменитыми в России, и с трудом входили в американскую жизнь. ,Хотя большинству из них тоже повезло: в Америке в 20 — 30-е поды была мода на все русско-советское, художников принимали с распростертыми объятьями, о них писала пресса, у них проходили персональнью выставки. И третья группа -те, кто формировался как художник в Европе и Америке, работал в интернациональной среде, но сохранил в своем творчестве «русский дух» и интерес к русскому искусству.

Среди последних, например, Луи Гacnap, родившийся в Витебске. Он много путешествовал по миру и впитывал как губка и тематику, и стилистику искусства стран, в которых побывал. Один американский коллекционер просто влюбился в его творчество и скупил практически всю его коллекцию, которую потом передал в музей в Оклахоме. Успешно вошел в американское искусство Николай Фешин, но чем он занимался в Америке — до недавнего времени было неизвестно в России. На выставке представлены несколько уникальных работ из Техаса Зато портрет Бурлюка работы Фешина музей купил лет десять назад. «Русские» работы Фешина — светлые, импрессионистические. «Американские» же

поражают яркум колоритом.

Особой удачей выставки можно считать удивительную работу самого Давида Бурлюка — «Позор всем, кроме мертвых, или брод безработных» 1933 года. Она огромна по размерам и совершенно фантастична по исполнению. Давид Бурлюк, приехавший в начале 20-х годов в Америку, со свойственной ему восприимчивостью ко всему иному пишет згу работу абсолютно в американской традиции: это настоящая метафора «Великой депрессии» — с нищими, умершими, с аллегориями, показывающими крах капитализма.

Многие бывшие российские художники стали ведущими мастерами современного американского искусства Например, Джон Грэхэм (Иван Домбровский): его считают художником, который изменил стереотипы американского искусства говорят, что без него не было бы Поллока и Де Кунинга — мэтров абстрактного экспрессионизма

Немыслимо современное американское искусство и без таких имен, как Бен Шан, Макс Вебер, Марк Ротю. Бен Шан — художник из еврейской среды и тема еврейства — ведущая в его творчестве. Одна из работ на выставке называется «Ренессанс’,’ Бен Шан написал ее сразу после Второй мировой войны: война кусками искореженного железа уходит за рамки картины, а на глубоком розовом фоне вырастают зеленые колосья жизни. Однозначно очень сложно сказать — фигуративная это живопись
или не фигуративная. Все замешано на символике. которая является главной в творчестве художника. Как и в творчестве рано приехавшего в Америку Макса Вебера. В Петербурге представлены три его работы: ранний период — увлечение кубофутуризмом, «Талмудисты» — его детство и юность. Третья работа выполнена в стиле абстракционизма.

Познакомиться в России с творчеством Марка Ротко, считавшегося одним из ведущих экспрессионистов Америки, невозможно. Его работ нет в российских музеях. На выставке в Русском представлены 7 работ Ротко разного времени. Кроме того, можно увидеть документальном фильм о нем. Впервые представлены российскому зрителю работы братьев Сойер, Луиса Лозовика Ильи Болотовского, Луиз Невельсон, Джуля Олицкого.

«Культура часто помогает в решении тех проблем, которые возникают в экономической и политической сферах, потому что культура — это диалог, — сказал директор Русского музея Владимир Гусев — Эта выставка показала что российские художники оказали серьезное влияаие на американское искусство. А еще эта выставка показала что в Росам много талантов, и не хватает нам только одного — как сделать так, чтобы талантливые люди не покидали Россию!

Главный же урок выставки — искусство XX века космополитично по своему происхождению. Можно искать его географические истоки, что обещает массу неожиданных открытий. Но нужны ли они, чтобы оценить сами работы мэтров?

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары