Анисфельд Борис
Ниоткуда — с любовью
Анисфельд Борис (Бер) Израилиевич (1878-1973) русский художник, проживавший в Америке.
Выставка «Американские художники из Российской империи» стала второй в цикле «Искусство русской эмиграции» которую открыли «Русские в Париже» В нескольких залах на втором этаже Корпуса Бенуа представлены около 100 картин и скульптур из 40 музеев, галерей и частных коллекций США, большая часть работ впервые приехала в Россию. Выставка проводится совместно с Фондом международного искусства и образования (Вашингтон).
Зрители у холста Б.Анисфельда
«Этим циклом выставок мы ставим задачу вернуть русскую художественную эмиграцию российским зрителям, изучить ее и предложить следующим поколениям ответить на те вопросы, которые накопились у нас за время знакомства с искусством русской эмиграции в Америке, — говорит Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея. -Уверены, что выставка даст огромную пищу для размышления особенно молодым, тем, кто только начинает знакомство с мировым художественным процессом — она поможет правильно понять историю мировой культуры».
Имена большинства художников, уехавших из России и Советского Союза в США до конца 30-х гадов, были фактически вычеркнуты из российской истории искусств на долгие десятилетия. Их условно можно разделить на три группы. Первая — те, кто прибыл в Штаты уже сложившимся художником, но довольно быстро воспринял все американское. Вторую группу представляют те, кто уехали, став знаменитыми в России, и с трудом входили в американскую жизнь. ,Хотя большинству из них тоже повезло: в Америке в 20 — 30-е поды была мода на все русско-советское, художников принимали с распростертыми объятьями, о них писала пресса, у них проходили персональнью выставки. И третья группа -те, кто формировался как художник в Европе и Америке, работал в интернациональной среде, но сохранил в своем творчестве «русский дух» и интерес к русскому искусству.
Среди последних, например, Луи Гacnap, родившийся в Витебске. Он много путешествовал по миру и впитывал как губка и тематику, и стилистику искусства стран, в которых побывал. Один американский коллекционер просто влюбился в его творчество и скупил практически всю его коллекцию, которую потом передал в музей в Оклахоме. Успешно вошел в американское искусство Николай Фешин, но чем он занимался в Америке — до недавнего времени было неизвестно в России. На выставке представлены несколько уникальных работ из Техаса Зато портрет Бурлюка работы Фешина музей купил лет десять назад. «Русские» работы Фешина — светлые, импрессионистические. «Американские» же
поражают яркум колоритом.
Особой удачей выставки можно считать удивительную работу самого Давида Бурлюка — «Позор всем, кроме мертвых, или брод безработных» 1933 года. Она огромна по размерам и совершенно фантастична по исполнению. Давид Бурлюк, приехавший в начале 20-х годов в Америку, со свойственной ему восприимчивостью ко всему иному пишет згу работу абсолютно в американской традиции: это настоящая метафора «Великой депрессии» — с нищими, умершими, с аллегориями, показывающими крах капитализма.
Многие бывшие российские художники стали ведущими мастерами современного американского искусства Например, Джон Грэхэм (Иван Домбровский): его считают художником, который изменил стереотипы американского искусства говорят, что без него не было бы Поллока и Де Кунинга — мэтров абстрактного экспрессионизма
Немыслимо современное американское искусство и без таких имен, как Бен Шан, Макс Вебер, Марк Ротю. Бен Шан — художник из еврейской среды и тема еврейства — ведущая в его творчестве. Одна из работ на выставке называется «Ренессанс’,’ Бен Шан написал ее сразу после Второй мировой войны: война кусками искореженного железа уходит за рамки картины, а на глубоком розовом фоне вырастают зеленые колосья жизни. Однозначно очень сложно сказать — фигуративная это живопись
или не фигуративная. Все замешано на символике. которая является главной в творчестве художника. Как и в творчестве рано приехавшего в Америку Макса Вебера. В Петербурге представлены три его работы: ранний период — увлечение кубофутуризмом, «Талмудисты» — его детство и юность. Третья работа выполнена в стиле абстракционизма.
Познакомиться в России с творчеством Марка Ротко, считавшегося одним из ведущих экспрессионистов Америки, невозможно. Его работ нет в российских музеях. На выставке в Русском представлены 7 работ Ротко разного времени. Кроме того, можно увидеть документальном фильм о нем. Впервые представлены российскому зрителю работы братьев Сойер, Луиса Лозовика Ильи Болотовского, Луиз Невельсон, Джуля Олицкого.
«Культура часто помогает в решении тех проблем, которые возникают в экономической и политической сферах, потому что культура — это диалог, — сказал директор Русского музея Владимир Гусев — Эта выставка показала что российские художники оказали серьезное влияаие на американское искусство. А еще эта выставка показала что в Росам много талантов, и не хватает нам только одного — как сделать так, чтобы талантливые люди не покидали Россию!
Главный же урок выставки — искусство XX века космополитично по своему происхождению. Можно искать его географические истоки, что обещает массу неожиданных открытий. Но нужны ли они, чтобы оценить сами работы мэтров?
Наталья ШКУРЕНОК